Автор: Никита Козаев
Много сегодня мы сталкиваемся с агрессией, говорим о ней. Это чувство, являясь одним из 5 базовых, фигурирует как в работе с клиентами, так и в нашей повседневной жизни. В связи с большим количеством и разнообразием её форм возникает потребность в её классификации, на основании закономерностей в её мотивах (чего добивается агрессор), специфики поведения агрессора и времени её возникновения.
Фрейд выделял периоды психосексуального развития, ключевые фазы формирования определённых личностных структур психики. Эту систему удобно использовать и для классификации определённых фиксаций, которые придают агрессии те или иные черты и, как следствие, классификации самой агрессии.
В книге Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» автор часто использовал такие понятия, как «анальная агрессия», «оральная агрессия» и «фаллическая агрессия», однако определения им не дал, не раскрыв детали, сущность и причины каждого типа агрессии. В этой статье мы попробуем разобраться в этом. На основании опыта консультирования с клиентами, изученной литературы и жизненного опыта, я сопоставил основные типы агрессии и их мотивы, закладывающиеся в ключевых периодах развития по Фрейду, добавив ещё один, не учтённый Фрейдом, но на мой взгляд, не менее важный - внутриутробный.
Оральная агрессия 0 - 1,5 года
Ключевые послания агрессора: «ах ты мерзавец», нецензурная брань.
Характеристика агрессора: хам, язык без костей.
Ключевой мотив орального агрессора - обругать. И чувства, которые он вызывает: замешательство, смущение. Это всевозможные телефонные хулиганы, которые просто напросто звонят, матерят, оскорбляют и кладут трубку. Им, в отличие от других агрессоров, бывает даже не важна обратная связь. Они просто хотят оскорбить, обматерить. В чистом виде такая агрессия встречается, но редко. Часто к ней присоединяются мотивы более поздних периодов, которые имеют потребность вызывать конкретную реакцию и обратную связь - то, о чем поговорим далее.
Эта агрессия часто проявляется в форме иронии, сарказма, подколов, колких комментариев. И легко смешивается с другими типами агрессии. Частым сопутствующим соматическим явлением проявления данного типа агрессии является стискивание зубов. Что важно и характерно для этого ключевого периода - есть только фигура Я, а мир имеет очень размытые очертания. Поэтому и нет потребности в обратной связи - нет вектора агрессии. Часто мои клиенты с этим типом агрессии говорили: «люблю ходить по дому и материться, орать, когда никого нет -просто так». Некоторые рассказывали, как писали гадости в комментариях, личных сообщениях и сразу же блокировали. Сюда же присоединяются и ярые спорщики, «лишь бы поспорить, облить грязью».
Анальная агрессия 1,5-3 года
Ключевые послания агрессора: «Хочешь? А не получишь», «Я тебя помучаю, а потом пожалею»
Характеристика агрессора: вредина, садист, тиран.
Одним из классических вариантов проявления анальной агрессии является желание вызвать ощущение фрустрации, невозможности реализовать какое-либо действие, план. Другой, обратный, мотив - поиздеваться и вызвать приятный контраст, пожалев потом. В глобальном смысле, если обобщить: при анальной фиксации и агрессии из этого периода человек тяготеет к вызову амбивалентных чувств - от реализации до фрустрации, от любви к ненависти, от радости к печали и наоборот - от страдания к наслаждению, от печали к радости и т д.
Увидеть гнев и негодование в глазах жертвы - высшее наслаждение для анального агрессора. Они любят, что называется, обламывать:
«Вы забыли пропуск? Ну что поделать, идите домой»
«Я не могу вас пропустить без документов» - скажите, мол, ну а что такого, такие правила, но именно на эту работу ради этих правил приходит агрессор, чтобы получить огромное психологическое удовольствие от неё.
«Ты старался, Петров, но увы, до пятерки ты не дотягиваешь»
«Мы сходили на свидание, ты подвез меня до дома, я весь вечер заигрывала и дразнила тебя, но увы, ничего не будет».
Часто если жертва станет играть в жертву, от них можно услышать снисходительное «Ну ладно» - в этом ещё одно проявление амбивалентности и желание разрядить ситуацию контрастами.
В более жёсткой форме анальные агрессоры любят поиздеваться, поизводить даже над близкими. В этом случае всегда проявляется её амбивалентность: как только жертва становится таковой, агрессор быстро становится спасателем и начинает сам же её жалеть - вызывая контраст чувств от точки до точки. «Я тебя помучаю, а потом приласкаю. Сделаю больно и потом пожалею. Доведу до слёз и обниму». Контрастируя тем самым обстановку: любовь/ненависть, боль/удовольствие, печаль/радость и т д. В жестком варианте это классические садомазохистические отношения.
Фаллическая агрессия. 3-7 лет
Ключевые послания агрессора: «Я лучше, чем ты», «Посторонись, пришёл победитель»
Характеристика агрессора: вояка, провокатор.
Ключевой мотив фаллической агрессии - конкуренция, столкновения и победа. Мы можем наблюдать порой совершенно абсурдные проявления мужской фаллической агрессии: терпеть запаренную на убой баню, в которой уже становится некомфортно всем (кто выдержит дольше - тот победитель); обгоны на дорогах (я впереди); публичные споры с попытками мериться достижениями; драки за девушек, которым не дают сделать выбор самим (или которые намеренно сталкивают лбами мужчин). И, да, взрослые мужчины всерьёз играют в эти игры.
У женщин часто фаллическая агрессия проецируется на мужчин и развиваются треугольники. Игры проходят в формах: «Ну ка подеритесь», «Милый, а вот тот ко мне приставал», «Покажи, кто меня достоин по- настоящему», «Иди побей этого нахала». Но могут и в формах конкуренции с другими женщинами (а часто даже с мужчинами), за лидерство, первенство и право быть лучшим. Надо сказать, что некоторая доля фаллической агрессии является хорошим мотиватором для развития. Впрочем, как и любая агрессия, в умеренных количествах может иметь пользу.
Надо сказать, что в отличие от нарциссического послания «я лучший», у фаллического всегда есть фигура сопоставления. Не просто «я лучший», а «я лучше тебя».
Агрессия в латентном периоде. 7-12 лет
Ключевые послания агрессора: «Вы ничего не сможете», «Попробуйте меня удивить»
Характеристика агрессора: непоколебимый критик и скептик
Психологи редко доходят до этого периода в аспекте агрессии, мало где можно найти информацию про специфическую её форму в этот период, тем не менее на основании своего опыта, я могу сказать, что обнаружил некоторые закономерные формы агрессии, формирующиеся именно в возрасте 7-12, возрасте активного формирования «супер-эго». Фиксация в этом периоде может вызывать специфическую агрессию в виде давящих интроектов «вы должны...!», «мужик должен!», «так нельзя!», а также обесценивания «вы не сможете меня удивить», «ну, психолог, давай попробуй мне помочь, посмотрим что у тебя получится» - особенно любят издеваться над бесплатными психологами клиенты именно с этой формой агрессии. Глубинный мотив здесь - подавленный внутренним критиком внутренний ребёнок, когда ключевой тезис «я ничтожен и ничего не могу» переходит в « вы бездарные и ничего не можете, и сейчас я вам это докажу» по типу проекции катарсиса.
Возвращаясь к нашей учительнице, которая не хочет ставить пятерку Петрову, в случае доминирования именно этого типа агрессии, ключевым мотивом будет именно доказать ему его ничтожность и бездарность, а не разрушить планы на хорошую оценку в четверти и вызывать неудовлетворенность (другими словами обесценить, а не повредничать). Данный тип агрессии в деле очень хорошо дополняет анальную, но по своим мотивам в корне отличен от неё.
Форма агрессии возникающая в гендерным периоде 12-18 лет
Ключевые послания агрессора: «Я вам покажу», «Сделаю назло»
Характеристика агрессора: бунтарь
По мне, специфичная для данного периода агрессия - это агрессия подросткового бунта, ключевым мотивом которого является сопротивление и желание доказать право действовать вопреки. И бунт этот в первую очередь связан с борьбой против суперЭГО, конфликтующего с собственным Я и его потребностями — кризис формирования ЭГО. Если анальный агрессор использует правила и нормы в своих целях, чтобы мешать действовать — использует суперЭГО как посредник; латентный агрессор, чтобы задавить, унизить и обесценить формальностями, правилами и «неудовлетворительным результатов, в котором нашел много недочетов» — использует суперЭГО в своих интересах и давит им, то «гендерный» агрессор бунтует и восстает против «суперЭГО».
Фиксация в этом периоде возникает в результате невозможности формирования зрелого ЭГО, которое адаптирует желания и потребности ИД (внутреннего ребёнка) к реальности. Не удаётся «примирить» ИД с «суперЭГО», в результате жизнь такого человека превращается в бесконечную борьбу с родителями (в лице реальных или проецируемых на кого-то) и бунт за право быть собой.
Агрессия, возникающая во внутреутробном периоде
Ключевые послания агрессора: «Я хочу уничтожить прекрасное», «Я хочу разрушить»
Характеристика агрессора: вандал, маньяк, убийца.
По мне так это самая жёсткая форма агрессии. Вспоминаем системно-векторную психологию - чёрный вектор, связанный с пупком, внутриутробным периодом - это вектор в том числе маньяков и разрушителей.
Также к внутреутробной агрессии, на мой взгляд, относится агрессия убийц, маньяков и вандалов. Их мотив, в отличии от анального агрессора не ударить и пожалеть. Их мотив - разрушение, уничтожение, убийство. У детей эта агрессия часто переходит в зооагрессию (насилие над животными), желание всё рушить и крушить. У адаптировавшихся взрослых зачастую эта агрессия переход в аутоагрессию, в результате чего человек разрушает себя и свою жизнь. Идентифицируясь как бы с фигурой агрессора «мир», который был тогда, во внутреутробном периоде. Таким образом, появляются две фигуры, которые взаимодействуют (в отличие от размытых фигур орального периода).
Эта агрессия также хорошо сочетается с агрессией «гендерного» бунта, желания воевать, но уже не против родителей (и в дальнейшем отдельных людей, на которых они проецируются), а против мира в целом, против системы. Вспоминаем фильм/книгу Чака Паланика «Бойцовский клуб». Это ещё более жесткая борьба в которой сам «МИР» становится агрессивной фигурой против которой хочется восстать, в результате чего захватив или разрушив его. «Ты раб системы» - говорит человек, в котором развивается фиксация сразу в двух периодах - внутриутробном и гендерном. Они кстати очень часто имеют стремление к жизни в трейлерах, палатках, говоря о том, что квартиры и дома их сковывают, они чувствуют себя тревожно и оторванно от мира (отсылка к внутренниутробному конфликту).
Вот такую классификацию агрессии я хочу предложить вам сегодня. По аналогии с агрессорами, можно также предположить мотивы и жертв, спасателей, приуроченных к фиксации в определенном периоде. Ведь переживая одну и ту же травму, люди с одним психотипом уходят в агрессора, с другим в спасателя, с третьим в жертву. Не стоит забывать и о подвижности в пределах этого треугольника.
Также хочется сказать пару слов о нарциссах в контексте вышеописанного, ключевыми травматичными периодами которых, на мой взгляд, являются оральный и латентный. Они очень часто сочетают все типы агрессии, становятся жесткими манипуляторами, иногда даже социопатами.
И, конечно, не стоит забывать о том, что этими периодами источники агрессии не исчерпываются. Другими возможными точками возникновения иррациональной агрессии могут быть подавленные мысли и желания, конкретные жизненные ситуации, а также фигуры родовой системы, с чем активно сегодня работают расстановщики.
Много сегодня мы сталкиваемся с агрессией, говорим о ней. Это чувство, являясь одним из 5 базовых, фигурирует как в работе с клиентами, так и в нашей повседневной жизни. В связи с большим количеством и разнообразием её форм возникает потребность в её классификации, на основании закономерностей в её мотивах (чего добивается агрессор), специфики поведения агрессора и времени её возникновения.
Фрейд выделял периоды психосексуального развития, ключевые фазы формирования определённых личностных структур психики. Эту систему удобно использовать и для классификации определённых фиксаций, которые придают агрессии те или иные черты и, как следствие, классификации самой агрессии.
В книге Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» автор часто использовал такие понятия, как «анальная агрессия», «оральная агрессия» и «фаллическая агрессия», однако определения им не дал, не раскрыв детали, сущность и причины каждого типа агрессии. В этой статье мы попробуем разобраться в этом. На основании опыта консультирования с клиентами, изученной литературы и жизненного опыта, я сопоставил основные типы агрессии и их мотивы, закладывающиеся в ключевых периодах развития по Фрейду, добавив ещё один, не учтённый Фрейдом, но на мой взгляд, не менее важный - внутриутробный.
Оральная агрессия 0 - 1,5 года
Ключевые послания агрессора: «ах ты мерзавец», нецензурная брань.
Характеристика агрессора: хам, язык без костей.
Ключевой мотив орального агрессора - обругать. И чувства, которые он вызывает: замешательство, смущение. Это всевозможные телефонные хулиганы, которые просто напросто звонят, матерят, оскорбляют и кладут трубку. Им, в отличие от других агрессоров, бывает даже не важна обратная связь. Они просто хотят оскорбить, обматерить. В чистом виде такая агрессия встречается, но редко. Часто к ней присоединяются мотивы более поздних периодов, которые имеют потребность вызывать конкретную реакцию и обратную связь - то, о чем поговорим далее.
Эта агрессия часто проявляется в форме иронии, сарказма, подколов, колких комментариев. И легко смешивается с другими типами агрессии. Частым сопутствующим соматическим явлением проявления данного типа агрессии является стискивание зубов. Что важно и характерно для этого ключевого периода - есть только фигура Я, а мир имеет очень размытые очертания. Поэтому и нет потребности в обратной связи - нет вектора агрессии. Часто мои клиенты с этим типом агрессии говорили: «люблю ходить по дому и материться, орать, когда никого нет -просто так». Некоторые рассказывали, как писали гадости в комментариях, личных сообщениях и сразу же блокировали. Сюда же присоединяются и ярые спорщики, «лишь бы поспорить, облить грязью».
Анальная агрессия 1,5-3 года
Ключевые послания агрессора: «Хочешь? А не получишь», «Я тебя помучаю, а потом пожалею»
Характеристика агрессора: вредина, садист, тиран.
Одним из классических вариантов проявления анальной агрессии является желание вызвать ощущение фрустрации, невозможности реализовать какое-либо действие, план. Другой, обратный, мотив - поиздеваться и вызвать приятный контраст, пожалев потом. В глобальном смысле, если обобщить: при анальной фиксации и агрессии из этого периода человек тяготеет к вызову амбивалентных чувств - от реализации до фрустрации, от любви к ненависти, от радости к печали и наоборот - от страдания к наслаждению, от печали к радости и т д.
Увидеть гнев и негодование в глазах жертвы - высшее наслаждение для анального агрессора. Они любят, что называется, обламывать:
«Вы забыли пропуск? Ну что поделать, идите домой»
«Я не могу вас пропустить без документов» - скажите, мол, ну а что такого, такие правила, но именно на эту работу ради этих правил приходит агрессор, чтобы получить огромное психологическое удовольствие от неё.
«Ты старался, Петров, но увы, до пятерки ты не дотягиваешь»
«Мы сходили на свидание, ты подвез меня до дома, я весь вечер заигрывала и дразнила тебя, но увы, ничего не будет».
Часто если жертва станет играть в жертву, от них можно услышать снисходительное «Ну ладно» - в этом ещё одно проявление амбивалентности и желание разрядить ситуацию контрастами.
В более жёсткой форме анальные агрессоры любят поиздеваться, поизводить даже над близкими. В этом случае всегда проявляется её амбивалентность: как только жертва становится таковой, агрессор быстро становится спасателем и начинает сам же её жалеть - вызывая контраст чувств от точки до точки. «Я тебя помучаю, а потом приласкаю. Сделаю больно и потом пожалею. Доведу до слёз и обниму». Контрастируя тем самым обстановку: любовь/ненависть, боль/удовольствие, печаль/радость и т д. В жестком варианте это классические садомазохистические отношения.
Фаллическая агрессия. 3-7 лет
Ключевые послания агрессора: «Я лучше, чем ты», «Посторонись, пришёл победитель»
Характеристика агрессора: вояка, провокатор.
Ключевой мотив фаллической агрессии - конкуренция, столкновения и победа. Мы можем наблюдать порой совершенно абсурдные проявления мужской фаллической агрессии: терпеть запаренную на убой баню, в которой уже становится некомфортно всем (кто выдержит дольше - тот победитель); обгоны на дорогах (я впереди); публичные споры с попытками мериться достижениями; драки за девушек, которым не дают сделать выбор самим (или которые намеренно сталкивают лбами мужчин). И, да, взрослые мужчины всерьёз играют в эти игры.
У женщин часто фаллическая агрессия проецируется на мужчин и развиваются треугольники. Игры проходят в формах: «Ну ка подеритесь», «Милый, а вот тот ко мне приставал», «Покажи, кто меня достоин по- настоящему», «Иди побей этого нахала». Но могут и в формах конкуренции с другими женщинами (а часто даже с мужчинами), за лидерство, первенство и право быть лучшим. Надо сказать, что некоторая доля фаллической агрессии является хорошим мотиватором для развития. Впрочем, как и любая агрессия, в умеренных количествах может иметь пользу.
Надо сказать, что в отличие от нарциссического послания «я лучший», у фаллического всегда есть фигура сопоставления. Не просто «я лучший», а «я лучше тебя».
Агрессия в латентном периоде. 7-12 лет
Ключевые послания агрессора: «Вы ничего не сможете», «Попробуйте меня удивить»
Характеристика агрессора: непоколебимый критик и скептик
Психологи редко доходят до этого периода в аспекте агрессии, мало где можно найти информацию про специфическую её форму в этот период, тем не менее на основании своего опыта, я могу сказать, что обнаружил некоторые закономерные формы агрессии, формирующиеся именно в возрасте 7-12, возрасте активного формирования «супер-эго». Фиксация в этом периоде может вызывать специфическую агрессию в виде давящих интроектов «вы должны...!», «мужик должен!», «так нельзя!», а также обесценивания «вы не сможете меня удивить», «ну, психолог, давай попробуй мне помочь, посмотрим что у тебя получится» - особенно любят издеваться над бесплатными психологами клиенты именно с этой формой агрессии. Глубинный мотив здесь - подавленный внутренним критиком внутренний ребёнок, когда ключевой тезис «я ничтожен и ничего не могу» переходит в « вы бездарные и ничего не можете, и сейчас я вам это докажу» по типу проекции катарсиса.
Возвращаясь к нашей учительнице, которая не хочет ставить пятерку Петрову, в случае доминирования именно этого типа агрессии, ключевым мотивом будет именно доказать ему его ничтожность и бездарность, а не разрушить планы на хорошую оценку в четверти и вызывать неудовлетворенность (другими словами обесценить, а не повредничать). Данный тип агрессии в деле очень хорошо дополняет анальную, но по своим мотивам в корне отличен от неё.
Форма агрессии возникающая в гендерным периоде 12-18 лет
Ключевые послания агрессора: «Я вам покажу», «Сделаю назло»
Характеристика агрессора: бунтарь
По мне, специфичная для данного периода агрессия - это агрессия подросткового бунта, ключевым мотивом которого является сопротивление и желание доказать право действовать вопреки. И бунт этот в первую очередь связан с борьбой против суперЭГО, конфликтующего с собственным Я и его потребностями — кризис формирования ЭГО. Если анальный агрессор использует правила и нормы в своих целях, чтобы мешать действовать — использует суперЭГО как посредник; латентный агрессор, чтобы задавить, унизить и обесценить формальностями, правилами и «неудовлетворительным результатов, в котором нашел много недочетов» — использует суперЭГО в своих интересах и давит им, то «гендерный» агрессор бунтует и восстает против «суперЭГО».
Фиксация в этом периоде возникает в результате невозможности формирования зрелого ЭГО, которое адаптирует желания и потребности ИД (внутреннего ребёнка) к реальности. Не удаётся «примирить» ИД с «суперЭГО», в результате жизнь такого человека превращается в бесконечную борьбу с родителями (в лице реальных или проецируемых на кого-то) и бунт за право быть собой.
Агрессия, возникающая во внутреутробном периоде
Ключевые послания агрессора: «Я хочу уничтожить прекрасное», «Я хочу разрушить»
Характеристика агрессора: вандал, маньяк, убийца.
По мне так это самая жёсткая форма агрессии. Вспоминаем системно-векторную психологию - чёрный вектор, связанный с пупком, внутриутробным периодом - это вектор в том числе маньяков и разрушителей.
Также к внутреутробной агрессии, на мой взгляд, относится агрессия убийц, маньяков и вандалов. Их мотив, в отличии от анального агрессора не ударить и пожалеть. Их мотив - разрушение, уничтожение, убийство. У детей эта агрессия часто переходит в зооагрессию (насилие над животными), желание всё рушить и крушить. У адаптировавшихся взрослых зачастую эта агрессия переход в аутоагрессию, в результате чего человек разрушает себя и свою жизнь. Идентифицируясь как бы с фигурой агрессора «мир», который был тогда, во внутреутробном периоде. Таким образом, появляются две фигуры, которые взаимодействуют (в отличие от размытых фигур орального периода).
Эта агрессия также хорошо сочетается с агрессией «гендерного» бунта, желания воевать, но уже не против родителей (и в дальнейшем отдельных людей, на которых они проецируются), а против мира в целом, против системы. Вспоминаем фильм/книгу Чака Паланика «Бойцовский клуб». Это ещё более жесткая борьба в которой сам «МИР» становится агрессивной фигурой против которой хочется восстать, в результате чего захватив или разрушив его. «Ты раб системы» - говорит человек, в котором развивается фиксация сразу в двух периодах - внутриутробном и гендерном. Они кстати очень часто имеют стремление к жизни в трейлерах, палатках, говоря о том, что квартиры и дома их сковывают, они чувствуют себя тревожно и оторванно от мира (отсылка к внутренниутробному конфликту).
Вот такую классификацию агрессии я хочу предложить вам сегодня. По аналогии с агрессорами, можно также предположить мотивы и жертв, спасателей, приуроченных к фиксации в определенном периоде. Ведь переживая одну и ту же травму, люди с одним психотипом уходят в агрессора, с другим в спасателя, с третьим в жертву. Не стоит забывать и о подвижности в пределах этого треугольника.
Также хочется сказать пару слов о нарциссах в контексте вышеописанного, ключевыми травматичными периодами которых, на мой взгляд, являются оральный и латентный. Они очень часто сочетают все типы агрессии, становятся жесткими манипуляторами, иногда даже социопатами.
И, конечно, не стоит забывать о том, что этими периодами источники агрессии не исчерпываются. Другими возможными точками возникновения иррациональной агрессии могут быть подавленные мысли и желания, конкретные жизненные ситуации, а также фигуры родовой системы, с чем активно сегодня работают расстановщики.