Жанры личной истории
Автор: Ольга Малинина
Каждый из нас способен смотреть на мир с точки зрения различных художественных жанров. Чем шире и богаче спектр восприятия, тем интересней и плодотворней проживается наша жизнь. А при застревании в одном из жанров мы теряем способность видеть мир во всём его многообразии и богатстве возможностей.
Жанры, в которых мы живём, могут быть различными: любовная драма, детектив, комедия абсурда, а может быть, и библейская притча. Желание объединить художественные жанры и представления человека о мире, о своём месте в нём возникло у меня при изучении нарративных практик, нового психотерапевтического направления, в котором человек рассматривается с точки зрения его жизненного повествования. То есть работа с клиентом осуществляется через анализ его проблемных историй и создание альтернативных рассказов. По мнению авторов этой концепции (Дж. Брунер, С. Мишлер, М. Уайт и др.) человек воспринимает действительность посредством собственного трактования реальности. Описание себя и происходящих событий создают уникальное повествование, которое помогает:
- объединить жизненные эпизоды в единое целое;
- упорядочить свой опыт;
- найти объяснение, смысл своих выборов и поступков;
- подтвердить представление о самом себе, окружающих людях, мире вообще;
Для нашего сознания нет незначительных событий: собрание на работе, ссора с другом,
встреча с бывшим возлюбленным, внутреннее осознание, любой из моментов может сыграть ключевую роль в личном сюжете. Так создаётся собственная история, где автор выступает и рассказчиком, и критиком, и главным действующим лицом. Здесь есть свои злодеи и герои, важные персонажи и незначительные фигуры, атмосфера и контекст, прошлое и будущее. Человек формирует свой стиль повествования, создаёт сюжет и оформляет его в законченное произведение.
Ещё Аристотель в своём исследовании литературных жанров заметил, что они делятся сообразно личным характерам поэтов и драматургов. Он считал, что авторы выбирают определённый стиль описания в соответствии со своим мироощущением: высокий или низкий, трагический или комический.
Разделение повествования на различные жанры началось ещё в античности. Греки выделяли трагедию, комедию и сатировскую драму. В средневековье появились миракль, моралите, мистерии, фарс, троп, литургическая драма, соти. Сейчас существует множество оснований для разделения на жанровые структуры многих аспектов реальности: и в искусствоведении, и в философии, и в психологии.
Восприятие реальности через различные жанры во многом определяет наши поступки и наши ожидания от жизни. Жанр задаёт определённый вектор повествования, отношение к происходящему, развитие сюжета и его итог.
При рассмотрении интересующей меня темы я выбрала концепцию юнгианского аналитика Дж. Хиллмана и приняла её за основу. Он предлагает смотреть на истории пациентов через особенности стилей их рассказов о себе, своей жизни и о самой болезни. Дж. Хиллман в своей книге «Исцеляющий вымысел» выделяет пять жанров, посредством которых человек описывает реальность:
- героический эпос или трагедия,
- комедия,
- плутовской роман,
- бытовой реализм или драма
- детектив или триллер
Разберем эти жанры.
Героический эпос: жанр, в котором описывается победа главного действующего лица, ведущего борьбу с роком, злом, тьмой и т.д. Стиль повествования пафосный, поднимающий экзистенциальные темы: моральный долг, ответственность, судьба, жизнь, смерть и т.д. Сюжет всегда завершается победой героя, реальной, если он выживает в схватке, или моральной, если умирает.
Литературные примеры: «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевой, «Старик и море» Э. Хеминигуэй, мифы, сказания, легенды народов мира и т.д.
Этот жанр помогает выстоять в трудностях, преодолеть собственные слабости: сомнения, трусость, малодушие, увидеть в обыденном возвышенный смысл, утвердиться в своей правде, сделать решительный шаг и т.д. Когда мы обращаемся к этому стилю, то у нас появляется четкость, ясность в понимании своих целей, в определении, кто друг и кто враг, нет сомнений и полутонов в объяснении происходящего.
В этом жанре проявляется архетип Героя. Он приходит к нам для победы над обстоятельствами, обретения независимости и самостоятельности. Находясь под его влиянием, мы готовы бороться, преодолевать трудности, добиваться поставленных целей.
Комедия: жанр, характеризующийся сатирическим или юмористическим подходом, в котором специфически (не героически) разрешается момент конфликта или борьбы. Этот стиль повествования противостоит героическому эпосу, тут всё наоборот. Он призван показать насколько абсурден, противоречив, непоследователен наш мир, что не всегда стоит идти по героическому пути, есть и другие способы справиться со сложностями.
Литературные примеры: «Автостопом по галактике» Д. Адамса, «Понедельник начинается в субботу» А. и Б. Стругацкие, анекдоты, стихи-страшилки.
С главным персонажем происходят нелепые события, забавным и не очень, к которым он обычно не относится серьёзно, как будто они происходят «понарошку», не «в взаправду». Герой комедии - жертва обстоятельств, он попадает в истории, а не создаёт их, события случаются сами и как будто втягивают его в калейдоскоп несуразных происшествий. Но не смотря на это, заканчивается сюжет благополучным разрешением проблем главных действующих лиц.
Этот жанр помогает посмотреть на себя и на мир с его комичной стороны, увидеть жизнь в её неоднозначности, противоречивости, сложности. Комедия позволяет признать свои ограничения и слабости, внушает оптимизм и веру в хорошее, развивает остроумие, креативность и спонтанность.Такой взгляд делает мир не таким однобоким, как в героическом эпосе и позволяет видеть полутона, многозначность, разнообразие жизни.
В этом жанре проявляется наш внутренний Шут, Дурак, Клоун, часть, которая смеётся и над собой, и над людьми вокруг, и над миром. Его смех не знает границ и не признает условностей. Его присутствие позволяет снять излишнюю серьезность, пафосность, напряжённость в любой ситуации.
Плутовской роман: изложение отдельных эпизодов из жизни трикстера, плута без внятного композиционного рисунка. Главный герой идёт по жизни играючи, легко, не задумываясь о последствиях. Он не подчиняется общим правилам. Его цель - получить удовольствие от процесса игры, которую он затеял. Плут живёт текущим моментом, в «здесь и сейчас». Его девиз: «Поймай удачу за хвост!»
В сюжете не происходит трансформации главного персонажа. Он не учится на своих и чужих ошибках: «Не получилось в этот раз, а вдруг получится в следующий». Его жизнью правит азарт и желание риска.
Литературные примеры: «Золотой телёнок», «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова.
Этот жанр может помочь, когда нам необходимо рискнуть и попробовать что-то незнакомое, когда появляется желание сыграть в новую игру, начать новое дело, но мешают страхи и опасения. Он поднимает нас над скучной обыденностью, сдвигает с мёртвой точки и позволяет получить удовольствие от риска и неопределённости. Выигрыш не так важен, как сам процесс игры: «Начнём, а там посмотрим!»
В этом жанре наиболее полно проявляется архетип Плута, Трикстера. Он проказничает, манипулирует, ему нравится играть с людьми и преподносить им сюрпризы, приятные и не очень. Его задача - нарушить устоявшиеся правила, сломать рутинное течение событий.
Детектив - это жанр, в котором описывается процесс расследования преступления, загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Главный герой детектива находит причинно-следственные связи в окружающем мире, понимает скрытую суть вещей, видит разные варианты несоответствий. Его сложно обмануть, он нутром чувствует неправду и отсутствие логики. "Тут что не так!", - говорит он и пытается понять, что происходит на самом деле.
Литературные примеры: «Десять негритят» А.Кристи, «Имя Розы» У.Эко. Необходимость вызвать Детектива наступает в нашей жизни, когда происходит что-то непонятное, необъяснимое, требующее разгадки:
- Почему именно так поступает этот человек?
- Зачем я снова делаю это?
- Что стоит за этим событием?
- Почему так складывается жизнь и мир вокруг?
Этот жанр помогает нам лучше понимать свой мир и окружающих, стать более внимательным и проницательным, быть открытым к загадкам в своей жизни, а значит и к разгадкам.
Наш внутренний Детектив может проявляться как во внешней реальности, так и внутри. В первом случае он приходит в виде сознательных логических умопостроений, психотерапевтической работы, в ходе обучения и т.д., а во втором- через интуитивные озарения, инсайты, образы бессознательного, синхронию и т.д.
Подтипом жанра «детектив» является триллер – жанр, цель которого вызвать чувства тревожного ожидания, волнения или страха. Герой триллера находится в необычных и странных обстоятельствах, вызывающие у него напряжение, ужас, желание выяснить происходящее. Это детектив, который замешан на страхе, прежде всего страхе смерти. Нужно выяснить причину происшествия и при этом не погибнуть.
Этот жанр может возникнуть в нашей жизни, когда мы чувствуем одновременно опасность для себя и но не можем понять и определить в чем именно. Нам сначала нужно разобраться где находится причина беспокойства и только потом решить, насколько оправдана тревога и что стоит предпринять.
Бытовой реализм, драма: подробное описание жизненных обстоятельств, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Жанр бытового реализма незримо присутствует с нами все время. Жизнь состоит из вещей, предметов обстановки, рутинных действий, знакомых людей и т.д. Обычная и простая жизнь, круговерть дней, неделей, лет. И только наш взгляд может сделать это течение осмысленным и наполненным.
Литературные примеры: «Война и мир» Л. Толстого, «Герой нашего времени» Ю. Лермонтова.
Главный герой в бытовом реализме смотрит на жизнь как на бытоописание: «это стул, на нем сидят, это стол - за ним едят». Он может оставаться только на вещественном уровне и замечать одни бытовые ньюансы или же подняться над ним и посмотреть на мир реальности через те смысловые возможности, что он даёт. В последнем варианте мелочи повседневности рассматриваются как ценные и уникальные черты общего узора жизни. У каждого они свои, со своими красками и тонами. Их индивидуальность и делает жизнь каждого особенной и неповторимой.
Жанр бытового реализма незримо присутствует с нами все время. Жизнь состоит из вещей, предметов обстановки, рутинных действий, знакомых людей и т.д. Обычная и простая жизнь, круговерть дней, неделей, лет. И только наш взгляд может сделать это течение осмысленным и наполненным.
Необходимость жанра бытового реализма возникает, когда нам хочется:
- остановиться и посмотреть куда идёт наша жизнь;
- разглядеть из каких паззлов она состоит;
- увидеть какой смысл мы придаём обыденным моментам;
- научиться радоваться обычным вещам и мелочам.
Как мы можем помочь себе, используя знания о различных жанрах?
Я предлагаю посмотреть на них как на реальные способы совладания со стрессом. Каждый из жанров, обладает уникальным взглядом на действительность, применяя который можно посмотреть на себя, на ситуацию, на других людей, на мир в целом с другой стороны и увидеть нечто новое и ресурсное для себя.
Героический эпос дает нам силу архетипа Героя. Посмотрите на мир его глазами: он уверен в себе, у него нет сомнений в своей правоте, он знает, что ему нужно бороться за свою истину и идти до конца. Представьте любую сложность через его взгляд и вы сможете избежать неуверенных метаний, растерянности, колебаний и т.д. Есть цель, есть сила, есть вера в себя – посмотрите на себя и свой мир именно так.
Комедия дает нам силу архетипа Шута. Как он смотрит на мир? Сложности вызывают в нем бессилие, недоумение, беспомощность, растерянность. Непонятно что делать и как справляться. Представьте, что вы решаете свои сложности не как герой без страха и упрека, а наоборот. Найдите смешное в текущей ситуации, спрячьтесь под одеяло, отвернитесь от проблемы, убедите себя, что так и надо, придумайте анекдот, попляшите и т.д. То есть сделайте что-то совсем негероическое, гротескное, смешное и примите себя в своей растерянности и беспомощности.
Плутовской роман дает нам силу архетипа Трикстера. Он видит в мире только возможности, любые кризисы для него – шанс заработать, получить главный приз, пошалить и повеселиться. Посмотрите на свои сложности его глазами: что мне дает эта ситуация, какие в ней есть возможности, как я могу повернуть ситуацию в свою пользу, где я могу сыграть и получить удовольствие? Его мир - хаос, его правило – отсутствие правил, главное в его жизни – игра. В такой позиции можно отстранится и не переживать от навалившихся сложностей, а пробовать смотреть на них как на временные трудности и идти дальше, не унывая, ведь жизнь – игра.
Детектив дает нам силу архетипа Исследователя. Он смотрит на жизнь, как на полный загадок и тайн мир, который необходимо понять и разгадать. Посмотрите на свои проблемы с его позиции: каков урок этой ситуации, почему и зачем она произошла, кто или что является причиной происходящего. Используя такой взгляд, стоит пойти в изучение проблемы и постараться дойти до самого основания. Сила Исследователя – в познании истины. В какой-то момент вы сможете сказать: «Теперь я понял почему это так!» В этом и будет ваша сила – через возвышение над ситуацией через знание о ней.
Бытовая драма дает нам силу архетипа Реалиста, того, кто видит в мире его повседневности, обыденности, простоте. Это жизнь и она всегда побеждает, чтобы не происходило. Попробуйте посмотреть через взгляд Реалиста на себя и свой мир: есть ежедневные конкретные задачи, которые надо выполнять. Это такая спасительная повседневность, через погружение в которую постепенно преодолеваются трудности. Глаза боятся, а руки делают, делают, делают. Обычные и простые вещи спасают от бессмысленности, тревоги, растерянности. Просто делай свои повседневные рутинные дела и жизнь наладится.
Так основные жанры помогают нам справляться с нашими сложностями. Каждый из них даёт свои возможности, но имеет и свои ограничения. В наших силах проживать их все, использовать их богатые ресурсы и дары.