Трансформационные психологические игры. Памятка для игропрактиков
Автор: Баксан Евгения
Игропрактика предлагает инструменты и методы, позволяющие участникам исследовать, экспериментировать, менять свое мышление и поведение, открывать новые возможности, общаться с другими. В игре важен сам процесс, и он увлекателен.
Игры используются для развития личности, повышения осознанности и качества жизни, решения проблем и достижения целей. Игра является основным видом человеческой деятельности, наряду с трудом и учением. Психологические игры основаны на принципе, что игра – это эффективный способ обучения и изменения.
Трансформационные игры - это готовый алгоритм, в котором есть место спонтанности и неожиданным событиям. В игре участникам предлагаются определенные ситуации и задания, которые помогают им развивать навыки, осознавать свои сильные и слабые стороны, свои эмоции, а также находить новые ресурсы и решения. Ведущий с помощью этого инструмента может создавать безопасную и поддерживающую среду, где игроки могут пробовать, учиться на своих ошибках и расти, взаимодействовать с другими и отслеживать свои мысли, чувства, реакции, а также получать обратную связь.
Обычно психологическая игра представляет собой набор из игрового поля, карточек с текстами, вопросами, заданиями, изображениями, фишек и кубика. В ней есть свои правила. В процессе игры участники делают записи в бланках и уходят чаще всего с готовым планом действий.
Игры бывают универсальные или тематические. Позволяют работать с запросом в любой сфере (самореализация и предназначение; работа и финансы; отдых и впечатления; личные отношения; окружение и общение; здоровье и красота; познание себя и мира; духовность и другое).
Игры полезны в различных областях: в тренингах, образовании, психотерапии, бизнес-консультировании, педагогике, коучинге, саморазвитии и т.д.
Преимущества трансформационных игр:
1. Получение ответов на свои вопросы
2. Возможность посмотреть на свою ситуацию со стороны
3. Возможность приобретения нового опыта и состояний
4. Моделирование разных жизненных ситуаций в игровой форме
5. Интересные открытия и инсайты
6. Лучшее познание и понимание себя
7. Раскрытие своих талантов и способностей
8. Получение подсказок из подсознания
9. Смена мышления и поведения на более эффективное
10. Осознание и управление своими эмоциями
11. Понимание своих желаний
12. Возможность сделать выбор, принять решение
13. Определение ограничивающих убеждений
14. Выявление скрытых выгод из не устраивающей вас ситуации
15. Понимание причин своих проблем
16. Примерка ролей
17. Возможность поэкспериментировать в безопасной обстановке
18. Возможность увидеть закономерности
19. Расстановка приоритетов и понимание, что важно
20. Поиск нужных решений
21. Наполнение ресурсом
22. Возможность поверить в себя
23. Хорошая альтернатива тренингам
24. Интересное общество, новые знакомства, связи
25. Конкретный план действий
26. Вдохновение для изменений
27. Возможность для обратной связи и рефлексии
28. Обучение и развитие, приобретение новых навыков
29. Расширение своих границ
30. Удовольствие и радость
Здесь описаны важные моменты, которые могут быть полезны игропрактикам.
Памятка для ведущих трансформационных игр:
1. важно заранее хорошо изучить алгоритм работы (внимательно прочесть все методическое пособие не менее двух раз, подчеркнуть основные моменты) и сначала опробовать на себе
2. вначале игры можно сделать настройку – три медленных вдоха и выдоха с закрытыми глазами; субъективно оценить, насколько процентов сейчас каждый вовлечен в игру и находится в моменте сейчас, а не в прошлом или будущем, и не в домашних заботах или работе
3. обеспечить ясность подачи информации, объяснить пошагово, как делать записи в бланках и как будет проходить игра на поле
4. обеспечить безопасность и комфорт для группы и каждого из участников, создать доверительную атмосферу и легкость
5. дать каждому из участников пространство для самовыражения, примерно одинаковые временные рамки для высказывания в свою очередь
6. следить за динамикой группы (включенность, активность, эмоциональный настрой каждого из участников)
7. в процессе взаимодействия участников между собой важно проследить, чтобы каждый контакт был доброжелательным, конструктивным
8. возвращать личную ответственность игроку, если он перекладывает ее на кого-либо
9. выводить на конструктив, фокусировка на ресурсах и новых возможностях, поддержка
10. по возможности задавать дополнительные уточняющие вопросы
11. по возможности предлагать участникам раскрывать понятия (что он вкладывает в это слово, о чем это лично для него?)
12. выводить из осознаний на действия (вопросами: что вы можете конкретно сделать в реальной жизни?)
13. отслеживать закономерности, и если это актуально, аккуратно подмечать
14. в конце игры должно быть ощущение завершенности и ресурсности (если не хватило чего-либо, можно предложить взять дополнительно ресурсную МАК)
Озвучить участникам (можно дать распечатки):
• игра – это инструмент, все ответы внутри нас
• важно быть вовлеченным в процесс, так как все, что происходит в группе и у других участников, тоже может быть ценно для личных осознаний
• все, что происходит в процессе конфиденциально, и остается между нами (при пересказе кому-либо, говорить только о себе, либо если говорить о других, без имен, и личных подробностей; никаких публикаций – только с разрешения каждого)
• в процессе каждый может сказать Стоп, если нарушаются его границы или он не готов с чем-то соприкоснуться
• если кто-то хочет сказать что-то другому о нем, то только с его разрешения и через Я-высказывание
• тот, кто принимает от другого информацию – может пропускать в себя только то, что откликается, остальное не брать
• после игры в течении нескольких дней не предпринимать кардинальных решений на эмоциях, но при этом в течении двух дней делать маленькие полезные шаги, пока выработалась на них энергия
• в конце важно подвести итоги: с чем уходите, что было самым ценным в процессе, каким будет первый шаг?
Ознакомиться с играми издательства MACards: