Автор: Мария Хомякова
Каждый раз в психологической работе создается уникальное пространство. Создают его психологи, влюбленные в метафору и использующие образы в своей деятельности.
Я одна из таких психологов. И в своем рабочем пространстве я много и часто говорю о любви. С людьми, приходящими на группы и консультации, мы говорим о любви к себе, к жизни, к своим близким, к своим действиям, своим желаниям. С коллегами мы говорим о любви к самому рабочему процессу – к техникам, методам, к направлениям работы и различным инструментам.
Проявить и почувствовать эту любовь в полной мере помогает арт-терапия и те метафорические образы, которые наполняют творческий процесс.
Я уверена, что творчество – неотъемлемая часть работы психолога, и творческий процесс – именно тот элемент, который является опорным и ресурсным для клиента. Именно поэтому работа в арт-терапевтическом ключе помогает создавать безопасное пространство, включает механизмы самонаблюдения, позволяет выразить и прожить различные эмоции через контакт с арт-материалами, активизирует экспрессию и спонтанность, помогает напитаться ресурсами. Арт-терапевтическая метафора в работе психолога – это возможность расширить границы. Расширить границы как проблематики и запроса, с которым пришел клиент, так и границы внутреннего ощущения клиента – видение запроса с разных точек, разделение чувств и мотивов, нахождение внутренних источников силы.
Используя техники арт-терапевтической работы с метафорой мы словно приглашаем клиента в особый мир: помогаем увидеть себя в арт-пространстве, создавая метафору и поле запроса, создавая безопасную среду для отреагирования и проживания чувств, действий, мыслей.
И здесь важно и ценно то, что арт-терапия предлагает уникальный диапазон возможностей, где каждого клиента ждет свое пространство и своя метафора.
Метафора цвета и линии.
Здесь мы говорим об изобразительном процессе. Широкие возможности использования материалов – от строгих карандашей до мягких мелков, от растекающейся акварели до густой гуаши – один только выбор художественных средств позволяет клиенту настроиться на нужную волну, выразить себя, преодолеть волнение, обнажить эмоции.
Контролирующие материалы – карандаши, фломастеры, тушь, гелевые ручки – помогают сконцентрироваться, собрать мысли и чувства.
Регрессивные материалы, такие как краски, цветной песок, мягкие пастели, помогают снять напряжение, войти в медитативное состояние.
Изобразительное творчество позволяет ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Именно через метафору рисунка – будь то сюжетное изображение или схематичные линии, или абстракции – мы помогаем увидеть отражение сути проблемы и выстроить контакт.
Например, говоря с клиентом об агрессии, предлагаем изобразить ее на листе, — словно давая возможность посмотреть этому чувству в глаза, увидеть его и принять. Вопросы, сопровождающие данный процесс: «Какого цвета твоя агрессия?», «Как она движется?», «Какими линиями/цветами наполнена?», «Что ты чувствуешь, глядя на свою агрессию? Что хочешь у нее спросить? Что хочешь сделать?» — позволяют осознать процесс появления и проявления данного чувства, тем самым запуская механизм принятия.
Метафора бумаги и ткани.
Предлагая клиенту войти в творческий процесс взаимодействия с тактильными материалами, такими так ткань, гофра, фольга, бумага, журналы, мы помогаем задействовать телесный уровень восприятия, предлагая перейти из плоского пространства в объемное. И здесь с помощью особенностей материалов мы можем исследовать проблемную ситуацию через особую метафору.
Это метафора положения в пространстве. Например, предлагая выбрать клиенту из множества тканей ту, которая наиболее точно отражает его самого в своем запросе, мы предлагаем разместить эту ткань в комнате. Сопровождаем вопросами: «Какие чувства и телесные ощущения вызывает эта ткань?», «Какие ее свойства отражают вас в вашем запросе/проблеме/ситуации?», «Как ткань чувствует себя в том месте, где вы ее расположили? Схоже ли это с вашими ощущениями?».
Мы можем получать различные ответы: «это никому не нужный кусок тряпки», «очень яркая и плотная ткань – она привлекает внимание и была создана для шикарных нарядов», «ткань безжизненно висит на спинке стула и ждет, что ее применять в нужном деле…». Каждый из этих ответов через метафорическую призму отражает состояние клиента, — важно вывести это понимание в реальность и найти пути решения задачи, дать ресурс.
Работа с бумагой может проходить как в объемном пространстве, так и в плоскости, когда мы в первом случае создаем на определенную тематику арт-объекты, и создаем, как во втором случае, коллажи.
И здесь получается, что предлагая клиенту на любой его запрос создать коллаж, разместить значимые образы на листе бумаги и заполнить пространство листа журнальными вырезками или различной бумагой, мы запускаем многоуровневый процесс.
— Диагностический: исследуем, насколько клиент включен в свою проблематику; сколько энергии тратит на свой запрос – это мы можем проследить по степени заполняемости листа;
— Терапевтический: в процессе арт-взаимодействия клиент проживает свою ситуацию, говорит о ней, получает возможность взглянуть в ином ракурсе на сложившиеся обстоятельства и найти точки опоры и решения.
— Медитативный: в процессе создания арт-пространства клиент снимает напряжение, связанное с запросом.
Арт-пространство богато различными метафорами, и каждая из них уникальна, и каждая из них создается именно в тех условиях, которые ресурсны и безопасны для каждого клиента: кому-то будет комфортно в пространстве сказки, для кого-то это станет метафора песочного ландшафта, кому-то станет ценной важность выражения себя с помощью красок, кто-то почувствует контакт с собой в процессе фототерапии или движения.
И несомненно, что для всех и каждого это будет творческий исцеляющий процесс!
Прикоснуться к этому процессу, обрести навыки профессионального создания арт-пространства и познакомиться с многогранностью использования арт-метафор мы приглашаем на фестивале «Метафора в работе психолога. Арт-терапия», которое состоится в Туле 16-17 марта 2019 года.
Каждый раз в психологической работе создается уникальное пространство. Создают его психологи, влюбленные в метафору и использующие образы в своей деятельности.
Я одна из таких психологов. И в своем рабочем пространстве я много и часто говорю о любви. С людьми, приходящими на группы и консультации, мы говорим о любви к себе, к жизни, к своим близким, к своим действиям, своим желаниям. С коллегами мы говорим о любви к самому рабочему процессу – к техникам, методам, к направлениям работы и различным инструментам.
Проявить и почувствовать эту любовь в полной мере помогает арт-терапия и те метафорические образы, которые наполняют творческий процесс.
Я уверена, что творчество – неотъемлемая часть работы психолога, и творческий процесс – именно тот элемент, который является опорным и ресурсным для клиента. Именно поэтому работа в арт-терапевтическом ключе помогает создавать безопасное пространство, включает механизмы самонаблюдения, позволяет выразить и прожить различные эмоции через контакт с арт-материалами, активизирует экспрессию и спонтанность, помогает напитаться ресурсами. Арт-терапевтическая метафора в работе психолога – это возможность расширить границы. Расширить границы как проблематики и запроса, с которым пришел клиент, так и границы внутреннего ощущения клиента – видение запроса с разных точек, разделение чувств и мотивов, нахождение внутренних источников силы.
Используя техники арт-терапевтической работы с метафорой мы словно приглашаем клиента в особый мир: помогаем увидеть себя в арт-пространстве, создавая метафору и поле запроса, создавая безопасную среду для отреагирования и проживания чувств, действий, мыслей.
И здесь важно и ценно то, что арт-терапия предлагает уникальный диапазон возможностей, где каждого клиента ждет свое пространство и своя метафора.
Метафора цвета и линии.
Здесь мы говорим об изобразительном процессе. Широкие возможности использования материалов – от строгих карандашей до мягких мелков, от растекающейся акварели до густой гуаши – один только выбор художественных средств позволяет клиенту настроиться на нужную волну, выразить себя, преодолеть волнение, обнажить эмоции.
Контролирующие материалы – карандаши, фломастеры, тушь, гелевые ручки – помогают сконцентрироваться, собрать мысли и чувства.
Регрессивные материалы, такие как краски, цветной песок, мягкие пастели, помогают снять напряжение, войти в медитативное состояние.
Изобразительное творчество позволяет ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Именно через метафору рисунка – будь то сюжетное изображение или схематичные линии, или абстракции – мы помогаем увидеть отражение сути проблемы и выстроить контакт.
Например, говоря с клиентом об агрессии, предлагаем изобразить ее на листе, — словно давая возможность посмотреть этому чувству в глаза, увидеть его и принять. Вопросы, сопровождающие данный процесс: «Какого цвета твоя агрессия?», «Как она движется?», «Какими линиями/цветами наполнена?», «Что ты чувствуешь, глядя на свою агрессию? Что хочешь у нее спросить? Что хочешь сделать?» — позволяют осознать процесс появления и проявления данного чувства, тем самым запуская механизм принятия.
Метафора бумаги и ткани.
Предлагая клиенту войти в творческий процесс взаимодействия с тактильными материалами, такими так ткань, гофра, фольга, бумага, журналы, мы помогаем задействовать телесный уровень восприятия, предлагая перейти из плоского пространства в объемное. И здесь с помощью особенностей материалов мы можем исследовать проблемную ситуацию через особую метафору.
Это метафора положения в пространстве. Например, предлагая выбрать клиенту из множества тканей ту, которая наиболее точно отражает его самого в своем запросе, мы предлагаем разместить эту ткань в комнате. Сопровождаем вопросами: «Какие чувства и телесные ощущения вызывает эта ткань?», «Какие ее свойства отражают вас в вашем запросе/проблеме/ситуации?», «Как ткань чувствует себя в том месте, где вы ее расположили? Схоже ли это с вашими ощущениями?».
Мы можем получать различные ответы: «это никому не нужный кусок тряпки», «очень яркая и плотная ткань – она привлекает внимание и была создана для шикарных нарядов», «ткань безжизненно висит на спинке стула и ждет, что ее применять в нужном деле…». Каждый из этих ответов через метафорическую призму отражает состояние клиента, — важно вывести это понимание в реальность и найти пути решения задачи, дать ресурс.
Работа с бумагой может проходить как в объемном пространстве, так и в плоскости, когда мы в первом случае создаем на определенную тематику арт-объекты, и создаем, как во втором случае, коллажи.
И здесь получается, что предлагая клиенту на любой его запрос создать коллаж, разместить значимые образы на листе бумаги и заполнить пространство листа журнальными вырезками или различной бумагой, мы запускаем многоуровневый процесс.
— Диагностический: исследуем, насколько клиент включен в свою проблематику; сколько энергии тратит на свой запрос – это мы можем проследить по степени заполняемости листа;
— Терапевтический: в процессе арт-взаимодействия клиент проживает свою ситуацию, говорит о ней, получает возможность взглянуть в ином ракурсе на сложившиеся обстоятельства и найти точки опоры и решения.
— Медитативный: в процессе создания арт-пространства клиент снимает напряжение, связанное с запросом.
Арт-пространство богато различными метафорами, и каждая из них уникальна, и каждая из них создается именно в тех условиях, которые ресурсны и безопасны для каждого клиента: кому-то будет комфортно в пространстве сказки, для кого-то это станет метафора песочного ландшафта, кому-то станет ценной важность выражения себя с помощью красок, кто-то почувствует контакт с собой в процессе фототерапии или движения.
И несомненно, что для всех и каждого это будет творческий исцеляющий процесс!
Прикоснуться к этому процессу, обрести навыки профессионального создания арт-пространства и познакомиться с многогранностью использования арт-метафор мы приглашаем на фестивале «Метафора в работе психолога. Арт-терапия», которое состоится в Туле 16-17 марта 2019 года.