Отрывок из книги Алины Калакуцкой "Арт-терапия в работе с детьми и со взрослыми"
«Я не умею рисовать», - как часто практикующий арт-терапевт слышит эту фразу! И часто объясняет, что умение рисовать в арт-терапии вовсе не требуется, так как главное умение – совсем другое: умение выражать свои эмоции и чувства в виде какого-либо творческого продукта (это может быть не только рисунок, но и скульптура, коллаж, песочная композиция, кукла, фотография, сказка и т.д.) Да и начать работу можно со скульптуры или коллажа, если так хочется. Рисуем мы душой, а смотрим на рисунок - сердцем. Тем не менее, перепрыгнуть этот "барьер" клиентам иногда бывает сложно, так как есть страх оценки, страх сравнения своей работы с работой другого и страх "что обо мне подумают." Страх оценки прививается в школе, где каждый творческий продукт оценивается. Именно поэтому нам, взрослым, важно формировать адекватное отношение к оценкам, к чужому мнению у ребёнка; постоянно напоминать ему, что оценки - субъективны, а близкие люди любят его и будут любить всегда вне зависимости от оценок.
Еще страхи могут формироваться в семье. Например, если есть «перегибы» в системе воспитания или кто-то из близких людей слишком критически настроен в отношении того, как проявляет себя ребенок.
Также страхи подпитываются различными неприятными ситуациями из раннего детства. Приведу пример из своей жизни. Я помню, как мой первый и последний поход в изобразительную студию закончился тем, что дорогой набор гуаши, который, по тем временам, стоил приличных денег, упал на пол - краска вылилась. Обидно было до слез. В итоге учиться академическому рисованию я начала только во взрослом возрасте. Благо, с появлением интернета возможностей стало больше: марафоны для начинающих, видео-уроки, онлайн-школы и т.д. Всем, кто хочет рисовать, рекомендую обратить внимание на правополушарное рисование – данная техника позволяет (за счёт специальных приёмов) красиво рисовать даже тем и особенно тем, кто последний раз держал кисточку в руках в начальной школе. Несмотря на то, что мы уже давно выросли и стали взрослыми, внутри нас сидит Маленький Ребёнок, который всё еще может бояться. Он нуждается в исцелении. В исцелении творчеством. Клиент хочет услышать правду. О том, что бояться рисовать - нормально. Бояться, что не получится - нормально. Бояться оценки - нормально. Вообще, бояться - это нормально. Творческий продукт может быть любой. Самый главный секрет - создавать сердцем, душой, вложить что-то своё, выразить своё. А то, как это сделать технически - абсолютно не важно, совсем не важно. Главное - чувства, эмоции, образы, ассоциации, ощущения в процессе творческой работы. Клиент хочет услышать правду. О том, что с любым рисунком, любой скульптурой, любой сказкой мы сможем взаимодействовать эффективно и продуктивно. Будет ли рисунок нарисован художественно или это будет просто человечек в виде кружочка и палочки - для психологической работы – разницы нет. Техника в арт-терапии не важна. Любой арт-терапевтический продукт прекрасен, если смотреть на него сердцем. В арт-терапии есть специальные задания, которые могут освободить от этого страха: рисование с закрытыми глазами или в темноте, рисование не ведущей рукой, создание монотипий (цветовых отпечатков), каракули, рисование на мокрой бумаге и т.д. То есть это такие задания, которые наш Внутренний Критик не может контролировать и оценивать. Они помогают ощущать свободу творчества, находить нестандартные решения в житейских ситуациях и учат тому, что творчество - вокруг нас: любую работу, любое дело можно выполнять творчески.
Другой момент – удовлетворен ли клиент своим творческим продуктом. Не всегда работа нравится – и это – нормально. Например, если нарисован страх, не факт, что сам рисунок будет приятен. Главное, чтобы клиент ощутил, что ему удалось выразить, выплеснуть всё, что у него внутри и почувствовал освобождение - если не полностью, то хотя бы отчасти. Если же работа нравится, то это – дополнительный ресурс для человека.
В арт-терапии есть множество техник, которые очень приятно выполнять, а результат получается необычайно красивым. К примеру, «рисование по мокрому» часто удивляет тех, кто считает, что «художник – от слова «худо».
Упражнение «Мокрый рисунок»
Цель: знакомство с акварелью как с художественным материалом, знакомство с многообразием цвета, уход от желания «всё контролировать» и развитие умения быть наблюдателем.
Материалы: акварель (например, медовая детская), бумага акварельная А4, кисточки разных размеров, стаканчики с водой, салфетки.
Инструкция: «Намочите лист акварельной бумаги водой. Можно прямо под краном обильно смочить с двух сторон, затем лист сам приклеится к столу. Нанесите с помощью красок цвета, которые вам нравятся или с которыми хотелось бы сейчас повзаимодействовать. Если лист будет высыхать, периодически смачивайте его кисточкой с водой. Понаблюдайте, как краски смешиваются и растекаются. Отследите, какие чувства у вас возникают при этом?»
Обсуждения: «Как бы вы описали акварель – какая она?», «Понравилось ли вам с ней взаимодействовать?», «Что вы чувствовали в процессе выполнения упражнения?», «Какие эмоции возникали, когда акварель растекалась и смешивалась?»
Выполняя данное упражнение, клиенты сталкиваются с тем, что результат невозможно контролировать – акварель на мокром растекается и идет туда, куда хочет она, а не куда хотят они. Это иногда очень похоже на нашу жизнь, ведь мы зачастую тоже мало чего можем контролировать в определенных ситуациях.
Растекание и смешивание акварели вызывает гамму эмоций у разных людей: от восторга до злости. И это – повод поговорить о том, на что это похоже в вашей жизни, когда вы испытываете похожие чувства, о чем это для вас.
На самом деле, акварель как художественный материал со временем можно «укротить» - тогда то, что может казаться недостатком, становится преимуществом. Например, в акварельной живописи широко используется техника «по мокрому» - для некоторых образов она незаменима (например, для рисования пейзажей, неба, космоса, мягких игрушек и т.д.) Клиенты часто отмечают такие свойства акварели, как прозрачность, легкость, воздушность – эта «палитра чувств» созвучна нашим эмоциям.
Примеры арт-терапевтических работ
Наташа: «Похулиганила с цветом. Понравилось не водить кисточкой по мокрому листу, а брызгать краской. Сначала беспокоилась из-за брызг, летящих за лист бумаги. Потом решила: «Пускай! Потом уберу». И стала наслаждаться. Любопытно наблюдать за слиянием пятен и появлением нового цвета».
Кристина: «Когда выполняла рисунок и видела, как цвета соединяются и меняется цвет и форма, то пришли мысли о том, как различные люди влияют на нас, тем самым меняя нас. Раньше я очень тяжело переживала, когда не получалось задуманное. После того, как заболел сын (у него сахарный диабет), к подобным моментам отношусь проще. Нужно действовать по ситуации и быть открытым для изменений. Выход есть всегда».
Ирина: «Эта техника очень удивительна! Приноровиться - можно шедевры создавать. Здорово, когда краска течет, картинку рисует сама. Ведь течет, куда ей хочется! Очень понравилось, попробую еще! Вспомнила уроки ИЗО в школе. Рисунок получился ну прям как тогда!»
«Я не умею рисовать», - как часто практикующий арт-терапевт слышит эту фразу! И часто объясняет, что умение рисовать в арт-терапии вовсе не требуется, так как главное умение – совсем другое: умение выражать свои эмоции и чувства в виде какого-либо творческого продукта (это может быть не только рисунок, но и скульптура, коллаж, песочная композиция, кукла, фотография, сказка и т.д.) Да и начать работу можно со скульптуры или коллажа, если так хочется. Рисуем мы душой, а смотрим на рисунок - сердцем. Тем не менее, перепрыгнуть этот "барьер" клиентам иногда бывает сложно, так как есть страх оценки, страх сравнения своей работы с работой другого и страх "что обо мне подумают." Страх оценки прививается в школе, где каждый творческий продукт оценивается. Именно поэтому нам, взрослым, важно формировать адекватное отношение к оценкам, к чужому мнению у ребёнка; постоянно напоминать ему, что оценки - субъективны, а близкие люди любят его и будут любить всегда вне зависимости от оценок.
Еще страхи могут формироваться в семье. Например, если есть «перегибы» в системе воспитания или кто-то из близких людей слишком критически настроен в отношении того, как проявляет себя ребенок.
Также страхи подпитываются различными неприятными ситуациями из раннего детства. Приведу пример из своей жизни. Я помню, как мой первый и последний поход в изобразительную студию закончился тем, что дорогой набор гуаши, который, по тем временам, стоил приличных денег, упал на пол - краска вылилась. Обидно было до слез. В итоге учиться академическому рисованию я начала только во взрослом возрасте. Благо, с появлением интернета возможностей стало больше: марафоны для начинающих, видео-уроки, онлайн-школы и т.д. Всем, кто хочет рисовать, рекомендую обратить внимание на правополушарное рисование – данная техника позволяет (за счёт специальных приёмов) красиво рисовать даже тем и особенно тем, кто последний раз держал кисточку в руках в начальной школе. Несмотря на то, что мы уже давно выросли и стали взрослыми, внутри нас сидит Маленький Ребёнок, который всё еще может бояться. Он нуждается в исцелении. В исцелении творчеством. Клиент хочет услышать правду. О том, что бояться рисовать - нормально. Бояться, что не получится - нормально. Бояться оценки - нормально. Вообще, бояться - это нормально. Творческий продукт может быть любой. Самый главный секрет - создавать сердцем, душой, вложить что-то своё, выразить своё. А то, как это сделать технически - абсолютно не важно, совсем не важно. Главное - чувства, эмоции, образы, ассоциации, ощущения в процессе творческой работы. Клиент хочет услышать правду. О том, что с любым рисунком, любой скульптурой, любой сказкой мы сможем взаимодействовать эффективно и продуктивно. Будет ли рисунок нарисован художественно или это будет просто человечек в виде кружочка и палочки - для психологической работы – разницы нет. Техника в арт-терапии не важна. Любой арт-терапевтический продукт прекрасен, если смотреть на него сердцем. В арт-терапии есть специальные задания, которые могут освободить от этого страха: рисование с закрытыми глазами или в темноте, рисование не ведущей рукой, создание монотипий (цветовых отпечатков), каракули, рисование на мокрой бумаге и т.д. То есть это такие задания, которые наш Внутренний Критик не может контролировать и оценивать. Они помогают ощущать свободу творчества, находить нестандартные решения в житейских ситуациях и учат тому, что творчество - вокруг нас: любую работу, любое дело можно выполнять творчески.
Другой момент – удовлетворен ли клиент своим творческим продуктом. Не всегда работа нравится – и это – нормально. Например, если нарисован страх, не факт, что сам рисунок будет приятен. Главное, чтобы клиент ощутил, что ему удалось выразить, выплеснуть всё, что у него внутри и почувствовал освобождение - если не полностью, то хотя бы отчасти. Если же работа нравится, то это – дополнительный ресурс для человека.
В арт-терапии есть множество техник, которые очень приятно выполнять, а результат получается необычайно красивым. К примеру, «рисование по мокрому» часто удивляет тех, кто считает, что «художник – от слова «худо».
Упражнение «Мокрый рисунок»
Цель: знакомство с акварелью как с художественным материалом, знакомство с многообразием цвета, уход от желания «всё контролировать» и развитие умения быть наблюдателем.
Материалы: акварель (например, медовая детская), бумага акварельная А4, кисточки разных размеров, стаканчики с водой, салфетки.
Инструкция: «Намочите лист акварельной бумаги водой. Можно прямо под краном обильно смочить с двух сторон, затем лист сам приклеится к столу. Нанесите с помощью красок цвета, которые вам нравятся или с которыми хотелось бы сейчас повзаимодействовать. Если лист будет высыхать, периодически смачивайте его кисточкой с водой. Понаблюдайте, как краски смешиваются и растекаются. Отследите, какие чувства у вас возникают при этом?»
Обсуждения: «Как бы вы описали акварель – какая она?», «Понравилось ли вам с ней взаимодействовать?», «Что вы чувствовали в процессе выполнения упражнения?», «Какие эмоции возникали, когда акварель растекалась и смешивалась?»
Выполняя данное упражнение, клиенты сталкиваются с тем, что результат невозможно контролировать – акварель на мокром растекается и идет туда, куда хочет она, а не куда хотят они. Это иногда очень похоже на нашу жизнь, ведь мы зачастую тоже мало чего можем контролировать в определенных ситуациях.
Растекание и смешивание акварели вызывает гамму эмоций у разных людей: от восторга до злости. И это – повод поговорить о том, на что это похоже в вашей жизни, когда вы испытываете похожие чувства, о чем это для вас.
На самом деле, акварель как художественный материал со временем можно «укротить» - тогда то, что может казаться недостатком, становится преимуществом. Например, в акварельной живописи широко используется техника «по мокрому» - для некоторых образов она незаменима (например, для рисования пейзажей, неба, космоса, мягких игрушек и т.д.) Клиенты часто отмечают такие свойства акварели, как прозрачность, легкость, воздушность – эта «палитра чувств» созвучна нашим эмоциям.
Примеры арт-терапевтических работ
Наташа: «Похулиганила с цветом. Понравилось не водить кисточкой по мокрому листу, а брызгать краской. Сначала беспокоилась из-за брызг, летящих за лист бумаги. Потом решила: «Пускай! Потом уберу». И стала наслаждаться. Любопытно наблюдать за слиянием пятен и появлением нового цвета».
Кристина: «Когда выполняла рисунок и видела, как цвета соединяются и меняется цвет и форма, то пришли мысли о том, как различные люди влияют на нас, тем самым меняя нас. Раньше я очень тяжело переживала, когда не получалось задуманное. После того, как заболел сын (у него сахарный диабет), к подобным моментам отношусь проще. Нужно действовать по ситуации и быть открытым для изменений. Выход есть всегда».
Ирина: «Эта техника очень удивительна! Приноровиться - можно шедевры создавать. Здорово, когда краска течет, картинку рисует сама. Ведь течет, куда ей хочется! Очень понравилось, попробую еще! Вспомнила уроки ИЗО в школе. Рисунок получился ну прям как тогда!»