Автор: Анна Черлюнчакевич, кандидат психологических наук.
Социально-психологический тренинг (СПТ)- активный групповой метод, направленный на усовершенствование и развитие установок, навыков и знаний межличностного общения. Социально-психологический тренинг является одной из форм осуществления психокоррекционной работы, целью которой выступает межличностное исследование, личностное научение и самораскрытие участников тренинга. В целом, задачи групповой психокоррекции фокусируются на трех составляющих самосознания: самопонимание (когнитивный аспект), отношение к себе (эмоциональный), саморегуляция (поведенческий). Существует целый спектр приемов и технологий для решения данных задач, выбор и использование которых во многом определяются предпочтениями тренера. Одним из эффективных и универсальных методов из данного ряда является использование арт-терапевтических техник. При большом разнообразии литературы по теории и практике групповой работы и арт-терапии проблема применения арт-терапевтических методик в работе тренера освещена недостаточно.
В настоящее время понятие «арт-терапия» в психологической теории и практике не имеет однозначного толкования и рассматривается как совокупность видов искусств, используемых в лечении и психокоррекции, как направление психотерапевтической и психокоррекционной практики, комплекс арт-терапевтических методик и как метод психологического воздействия.
В основе содержания термина «арт-терапия» (art therapy), который ввел А. Хилл в 1938 г., лежит представление о том, что основой арт-терапии является художественная практика, которая связана с лечебным применением изобразительных средств (Американская арт-терапевтическая ассоциация, Британская ассоциация арт-терапевтов, Европейский консорциум арт-терапевтического образования, российская арт-терапевтическая ассоциация). Она является одной из форм терапии искусством (креативной психотерапии — creative arts therapies), в ряде стран — парамедицинской профессией, наряду с такими родственными профессиями, как музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия и драматерапия. Как подчеркивается в информационном бюллетене Американской арт-терапевтической ассоциации, «Арт-терапия — это психотерапевтический процесс, связанный с использованием различных изобразительных материалов и созданием визуальных образов, с процессом изобразительного творчества и реакциями клиентов на создаваемую им продукцию, отражающую особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты».
Существует достаточно большое представление видов «арт-терапии», к ним относятся: изотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, драмотерапия, игротерапия, маскотерапия, коллаж, песочная терапия; цветотерапия; сказкотерапия; фототерапия, глинотерапия и т. д.
Часто танцевально-двигательную терапию относят к арт-терапии, ТДТ - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека.
В настоящее время широко используется потенциал арт-терапии в практике медицинских, образовательных и социальных учреждений. В рамках нашей статьи рассматриваются возможности применения арт-терапевтических методов в процессе проведения групповой работы (социально-психологических тренингов) как одного из направлений психокоррекционной работы. Важно отметить, что основания использования арт-терапевтических методов в тренинговой работе обусловлены функциями арт-терапии, основными из них являются: катарсистическая: очищающая, освобождающая от негативных состояний; регулятивная: регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния; коммуникативно-рефлексивная: обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки. Также в процессе художественной деятельности участники приобретают ценный опыт безоценочной творческой деятельности, происходят углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост; это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности.
Рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека. Процесс рисования выполняет коррекционную функцию, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психологических и эмоциональных качеств в развитии личности.
Нередко «исцеление» клиента происходит уже в процессе его изобразительной деятельности, в силу отреагирования сильных переживаний.
Большое значение имеет обсуждение творческой продукции клиента с участием тренера (арт-терапевта). Это позволяет автору работы понять свои психологические особенности (внутренние конфликты, неосознаваемые потребности, особенности реагирования в разных жизненных ситуациях, ценности, и др.). Кроме того, изобразительное творчество в процессе арт-терапии часто дает толчок развитию различных жизненно важных навыков и способностей (принятие решений, самоорганизация, внимание, образное мышление и т. д.), что имеет огромное значение для социальной адаптации.
В качестве примера приведем некоторые техники арт-терапии, которые с успехом могут быть использованы в процессе групповой работы. Одной из основных задач групповой работы является личностная мобилизация и раскрепощение его участников. Например, перед тренером, в том числе и на начальном этапе - знакомства, стоит задача создания условий для раскрытия участников. Во время этого процесса участник группы принимает на себя ответственность, так как идет на риск реализации чувств, мотивов и поведения из своей скрытой или тайной области. Этот механизм в большей степени присутствует при групповой психокоррекции, стимулирует откровенность, проявление мыслей, желаний, переживаний. На данном этапе уместны такие техники, как рисование своего настроения, герба, Я образа («Я, реальное», «Я, идеальное» «Я глазами других», «Я, каким меня никто не знает»), Я как времена года («Я - зима, весна, осень, лето»), Я как стихия (вода, огонь, земля, воздух и др.)
Часто участники тренинга при предложении представиться и рассказать о себе испытывают затруднение, робость, ограничиваются лаконичными высказываниями общего плана. Арт-терапевтические техники помогают эффективно решить подобные проблемы, например, участникам тренинга предлагается с помощью различных художественных средств создать рекламный продукт «Плакат саморекламы», который может быть исполнен как в виде изобразительной, так в виде и двигательной композиции, отражающий все грани их личности, их интересы, ценности и т. д. Практика показывает, что, включаясь в процесс изобразительного творчества, участники раскрепощаются, увлекаются и в процессе дальнейшего представления и обсуждения работ отмечают, что именно рисунок помог глубже осознать свои ощущения и переживания и точнее сформулировать мысли, а также побороть робость и стеснение. Творческие продукты обладают и диагностическим потенциалом. Содержание и стиль работ дают возможность получить более полную информацию об участнике, кроме того, сам автор может интерпретировать результат своих собственных творений резонировать с внутренней структурой личности автора. Показательной в этом плане является техника «Шьем куколку»: в процессе этого упражнения каждый шьет или делает из разнообразных материалов маленькую куклу, дает ей имя, придумывает, а затем рассказывает в группе ее историю. Автор бессознательно идентифицирует себя с куклой, наделяя ее своими чертами, убеждениями и личностными характеристиками и переносит на свой творческий объект эмоциональные переживания. Важно отметить, что поскольку материалы берутся из внешней среды, они могут помогать в установлении контакта с этой средой - материал и художник пребывают в двусторонней коммуникации. Склонность к использованию того или иного материала может определяться личной историей человека, его эстетическими и культурными предпочтениями.
На этапе развития навыков коммуникации могут быть использованы такие арт-терапевтические техники, как коллаж, витраж, совместное групповое рисование, рисование по кругу, групповой портрет, совместное конструирование, парное рисование, рисование рукой партнера по общению, создание масок и др., например, создание коллажа на тему «Трудности в общении» предполагает групповую форму работы. Совместное участие в художественной деятельности создает условия для группового обсуждения, прояснения позиций, активно запускает динамические процессы в группе и способствует созданию доверительных отношений, взаимного принятия. Особенно это проявляется тогда, когда появляются элементы совпадения, совместного переживания чувств. Общий творческий продукт объединяет, а с другой стороны, демонстрирует уникальность каждого. Важно отметить, что в процессе творческой деятельности участники тренинга проявляют художественные способности, удовлетворение от работы усиливает ощущение собственной значимости, стимулирует развитие положительной самооценки. Дополнительным результатом является чувство удовлетворения, которое возникает в результате сделанной работы и раскрытия потенциальных талантов.
Обратная связь в тренинге - один из важнейших механизмов достижения целей. Помимо традиционных вербальных форм организации обратной связи в тренинге можно использовать цветные карточки, символизирующие состояние участников или отношение членов группы к происходящему, диалог рисунками «Я хочу тебе сказать», скульптурную композицию группы. Эффективными являются такие приемы, как рисование или лепка портрета партнера по общению, портрет в вымышленном интерьере, символическое изображение процессов в группе, своего самочувствия и т. д. Образная обратная связь, с одной стороны, снижает конформность участников, ярче проявляет индивидуальность каждого, с другой - создает условия для более точного осмысления своих потребностей, ожиданий и состояний.
При работе с эмоциями в общении арт-терапевтические техники помогают сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Сильное проявление чувств - важная составная часть психокоррекционного процесса. Эмоциональное реагирование приносит значительное облегчение и всячески поддерживается и психологом, и участниками коррекционной группы. Выражение сильных, важных для индивида эмоций стимулирует развитие групповой сплоченности. Драматизация, символическое изображение эмоций «Раскрашиваем чувства и эмоции», рисуем свои чувства «Обиду», «Гнев», «Страх» техники «скульптура», работа с маслом, широкими кистями, с использованием больших форматов изображения - создают возможности для выражения чувств и переживаний, их прояснения и реагирования. Облегчается вербализация тех чувств, которые были, не совсем понятны человеку или подавляемы, поскольку внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, менее подверженных внутренней цензуре. Часто именно художественное творчество вызывает у участников тренинга переживание катарсиса и инсайта. Инсайт относится к когнитивному научению и вместе с эмоциональным коррекционным опытом и опытом нового поведения объединяется в категорию интерперсонального научения.
Арт-терапевтические техники, способствующие гармонизации, снижению эмоционального напряжения, утомления, такие как рисование мандал, различные виды визуализации, рисование специально подобранной музыки, телесная скульптура «Отдых», «Гармония», могут быть встроены в тренинговый процесс по мере запроса группы на отдых и расслабление. Доказано, что арт-терапевтические техники способствуют снятию нервно-психического напряжения и регуляции психосоматических процессов.
Уместно использование арт-терапевтических техник и приемов и на заключительном этапе тренинговой работы, именно техник, предполагающих символическое, образное представление итогов. Это могут быть техника совместного рисования «Дерево наших достижений», групповой либо индивидуальный отчет в виде мозаики, панно из пластилина, скульптуры из цветной бумаги, шкатулки с сокровищами, клад, резюме в стихотворной форме хокку, эссе, письма к самому себе и т. д. Художественное, метафорическое отражение достижения целей, заявленных участниками тренинга, воплощение их в уникальном творческом продукте позволяют участникам тренинга более полно осмыслить, пережить и наглядно увидеть результат своей личной траектории развития и наметить перспективы.
Таким образом, применение в процессе групповой работы техник и методов арт-терапии создает новые возможности для достижения концептуальных результатов тренинга.
Методы арт-терапии используются при работе с психическими травмами, при психосоматических проявлениях, при работе с чувствами. Ребенок и взрослый избавляется от негативных эмоций, мыслей и чувств, «проживая» их через творческое переживание.
Социально-психологический тренинг (СПТ)- активный групповой метод, направленный на усовершенствование и развитие установок, навыков и знаний межличностного общения. Социально-психологический тренинг является одной из форм осуществления психокоррекционной работы, целью которой выступает межличностное исследование, личностное научение и самораскрытие участников тренинга. В целом, задачи групповой психокоррекции фокусируются на трех составляющих самосознания: самопонимание (когнитивный аспект), отношение к себе (эмоциональный), саморегуляция (поведенческий). Существует целый спектр приемов и технологий для решения данных задач, выбор и использование которых во многом определяются предпочтениями тренера. Одним из эффективных и универсальных методов из данного ряда является использование арт-терапевтических техник. При большом разнообразии литературы по теории и практике групповой работы и арт-терапии проблема применения арт-терапевтических методик в работе тренера освещена недостаточно.
В настоящее время понятие «арт-терапия» в психологической теории и практике не имеет однозначного толкования и рассматривается как совокупность видов искусств, используемых в лечении и психокоррекции, как направление психотерапевтической и психокоррекционной практики, комплекс арт-терапевтических методик и как метод психологического воздействия.
В основе содержания термина «арт-терапия» (art therapy), который ввел А. Хилл в 1938 г., лежит представление о том, что основой арт-терапии является художественная практика, которая связана с лечебным применением изобразительных средств (Американская арт-терапевтическая ассоциация, Британская ассоциация арт-терапевтов, Европейский консорциум арт-терапевтического образования, российская арт-терапевтическая ассоциация). Она является одной из форм терапии искусством (креативной психотерапии — creative arts therapies), в ряде стран — парамедицинской профессией, наряду с такими родственными профессиями, как музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия и драматерапия. Как подчеркивается в информационном бюллетене Американской арт-терапевтической ассоциации, «Арт-терапия — это психотерапевтический процесс, связанный с использованием различных изобразительных материалов и созданием визуальных образов, с процессом изобразительного творчества и реакциями клиентов на создаваемую им продукцию, отражающую особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты».
Существует достаточно большое представление видов «арт-терапии», к ним относятся: изотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, драмотерапия, игротерапия, маскотерапия, коллаж, песочная терапия; цветотерапия; сказкотерапия; фототерапия, глинотерапия и т. д.
Часто танцевально-двигательную терапию относят к арт-терапии, ТДТ - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека.
В настоящее время широко используется потенциал арт-терапии в практике медицинских, образовательных и социальных учреждений. В рамках нашей статьи рассматриваются возможности применения арт-терапевтических методов в процессе проведения групповой работы (социально-психологических тренингов) как одного из направлений психокоррекционной работы. Важно отметить, что основания использования арт-терапевтических методов в тренинговой работе обусловлены функциями арт-терапии, основными из них являются: катарсистическая: очищающая, освобождающая от негативных состояний; регулятивная: регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния; коммуникативно-рефлексивная: обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки. Также в процессе художественной деятельности участники приобретают ценный опыт безоценочной творческой деятельности, происходят углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост; это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности.
Рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека. Процесс рисования выполняет коррекционную функцию, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психологических и эмоциональных качеств в развитии личности.
Нередко «исцеление» клиента происходит уже в процессе его изобразительной деятельности, в силу отреагирования сильных переживаний.
Большое значение имеет обсуждение творческой продукции клиента с участием тренера (арт-терапевта). Это позволяет автору работы понять свои психологические особенности (внутренние конфликты, неосознаваемые потребности, особенности реагирования в разных жизненных ситуациях, ценности, и др.). Кроме того, изобразительное творчество в процессе арт-терапии часто дает толчок развитию различных жизненно важных навыков и способностей (принятие решений, самоорганизация, внимание, образное мышление и т. д.), что имеет огромное значение для социальной адаптации.
В качестве примера приведем некоторые техники арт-терапии, которые с успехом могут быть использованы в процессе групповой работы. Одной из основных задач групповой работы является личностная мобилизация и раскрепощение его участников. Например, перед тренером, в том числе и на начальном этапе - знакомства, стоит задача создания условий для раскрытия участников. Во время этого процесса участник группы принимает на себя ответственность, так как идет на риск реализации чувств, мотивов и поведения из своей скрытой или тайной области. Этот механизм в большей степени присутствует при групповой психокоррекции, стимулирует откровенность, проявление мыслей, желаний, переживаний. На данном этапе уместны такие техники, как рисование своего настроения, герба, Я образа («Я, реальное», «Я, идеальное» «Я глазами других», «Я, каким меня никто не знает»), Я как времена года («Я - зима, весна, осень, лето»), Я как стихия (вода, огонь, земля, воздух и др.)
Часто участники тренинга при предложении представиться и рассказать о себе испытывают затруднение, робость, ограничиваются лаконичными высказываниями общего плана. Арт-терапевтические техники помогают эффективно решить подобные проблемы, например, участникам тренинга предлагается с помощью различных художественных средств создать рекламный продукт «Плакат саморекламы», который может быть исполнен как в виде изобразительной, так в виде и двигательной композиции, отражающий все грани их личности, их интересы, ценности и т. д. Практика показывает, что, включаясь в процесс изобразительного творчества, участники раскрепощаются, увлекаются и в процессе дальнейшего представления и обсуждения работ отмечают, что именно рисунок помог глубже осознать свои ощущения и переживания и точнее сформулировать мысли, а также побороть робость и стеснение. Творческие продукты обладают и диагностическим потенциалом. Содержание и стиль работ дают возможность получить более полную информацию об участнике, кроме того, сам автор может интерпретировать результат своих собственных творений резонировать с внутренней структурой личности автора. Показательной в этом плане является техника «Шьем куколку»: в процессе этого упражнения каждый шьет или делает из разнообразных материалов маленькую куклу, дает ей имя, придумывает, а затем рассказывает в группе ее историю. Автор бессознательно идентифицирует себя с куклой, наделяя ее своими чертами, убеждениями и личностными характеристиками и переносит на свой творческий объект эмоциональные переживания. Важно отметить, что поскольку материалы берутся из внешней среды, они могут помогать в установлении контакта с этой средой - материал и художник пребывают в двусторонней коммуникации. Склонность к использованию того или иного материала может определяться личной историей человека, его эстетическими и культурными предпочтениями.
На этапе развития навыков коммуникации могут быть использованы такие арт-терапевтические техники, как коллаж, витраж, совместное групповое рисование, рисование по кругу, групповой портрет, совместное конструирование, парное рисование, рисование рукой партнера по общению, создание масок и др., например, создание коллажа на тему «Трудности в общении» предполагает групповую форму работы. Совместное участие в художественной деятельности создает условия для группового обсуждения, прояснения позиций, активно запускает динамические процессы в группе и способствует созданию доверительных отношений, взаимного принятия. Особенно это проявляется тогда, когда появляются элементы совпадения, совместного переживания чувств. Общий творческий продукт объединяет, а с другой стороны, демонстрирует уникальность каждого. Важно отметить, что в процессе творческой деятельности участники тренинга проявляют художественные способности, удовлетворение от работы усиливает ощущение собственной значимости, стимулирует развитие положительной самооценки. Дополнительным результатом является чувство удовлетворения, которое возникает в результате сделанной работы и раскрытия потенциальных талантов.
Обратная связь в тренинге - один из важнейших механизмов достижения целей. Помимо традиционных вербальных форм организации обратной связи в тренинге можно использовать цветные карточки, символизирующие состояние участников или отношение членов группы к происходящему, диалог рисунками «Я хочу тебе сказать», скульптурную композицию группы. Эффективными являются такие приемы, как рисование или лепка портрета партнера по общению, портрет в вымышленном интерьере, символическое изображение процессов в группе, своего самочувствия и т. д. Образная обратная связь, с одной стороны, снижает конформность участников, ярче проявляет индивидуальность каждого, с другой - создает условия для более точного осмысления своих потребностей, ожиданий и состояний.
При работе с эмоциями в общении арт-терапевтические техники помогают сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Сильное проявление чувств - важная составная часть психокоррекционного процесса. Эмоциональное реагирование приносит значительное облегчение и всячески поддерживается и психологом, и участниками коррекционной группы. Выражение сильных, важных для индивида эмоций стимулирует развитие групповой сплоченности. Драматизация, символическое изображение эмоций «Раскрашиваем чувства и эмоции», рисуем свои чувства «Обиду», «Гнев», «Страх» техники «скульптура», работа с маслом, широкими кистями, с использованием больших форматов изображения - создают возможности для выражения чувств и переживаний, их прояснения и реагирования. Облегчается вербализация тех чувств, которые были, не совсем понятны человеку или подавляемы, поскольку внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, менее подверженных внутренней цензуре. Часто именно художественное творчество вызывает у участников тренинга переживание катарсиса и инсайта. Инсайт относится к когнитивному научению и вместе с эмоциональным коррекционным опытом и опытом нового поведения объединяется в категорию интерперсонального научения.
Арт-терапевтические техники, способствующие гармонизации, снижению эмоционального напряжения, утомления, такие как рисование мандал, различные виды визуализации, рисование специально подобранной музыки, телесная скульптура «Отдых», «Гармония», могут быть встроены в тренинговый процесс по мере запроса группы на отдых и расслабление. Доказано, что арт-терапевтические техники способствуют снятию нервно-психического напряжения и регуляции психосоматических процессов.
Уместно использование арт-терапевтических техник и приемов и на заключительном этапе тренинговой работы, именно техник, предполагающих символическое, образное представление итогов. Это могут быть техника совместного рисования «Дерево наших достижений», групповой либо индивидуальный отчет в виде мозаики, панно из пластилина, скульптуры из цветной бумаги, шкатулки с сокровищами, клад, резюме в стихотворной форме хокку, эссе, письма к самому себе и т. д. Художественное, метафорическое отражение достижения целей, заявленных участниками тренинга, воплощение их в уникальном творческом продукте позволяют участникам тренинга более полно осмыслить, пережить и наглядно увидеть результат своей личной траектории развития и наметить перспективы.
Таким образом, применение в процессе групповой работы техник и методов арт-терапии создает новые возможности для достижения концептуальных результатов тренинга.
Методы арт-терапии используются при работе с психическими травмами, при психосоматических проявлениях, при работе с чувствами. Ребенок и взрослый избавляется от негативных эмоций, мыслей и чувств, «проживая» их через творческое переживание.