«Мандала - это техника для создания
жизненной силы внутри человека»
Х. и М. Аргуэлес
Автор: Алина Калакуцкая, отрывок из книги "Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми"
Мандала-терапия - это один из самых древних методов индивидуальной терапии. Само слово «мандала» переводится с санскрита как «круг», «центр». Исследователи сходятся во мнении о том, что мандала как глубинный архетипический символ находит отражение практически во всех культурах востока и запада.
В психологию мандалу внедрил К.Г. Юнг. – он определял её как «внутреннюю целостность, которая стремится к гармонии» и говорил о ней как о способе, которым можно помочь себе.
Колошина Т.Ю. отмечает, что мандалы используются в психологии и психотерапии как мощный метод глубинной диагностики и интеграции, точнее, как экспресс-диагностика и экспресс-помощь.
Если говорить о диагностической функции мандалы, то есть возможность по цветам и символам определять глубинное состояние, хотя важно помнить, что при анализе подобных категорий нужно опираться, в первую очередь, на личный опыт автора мандалы. Полностью согласна со словами Джоанны Келлогг: «…любая мандала, будучи уникальным продуктом индивидуального творчества, выходит за рамки любых общих моделей интерпретации».
Если же говорить о психотерапевтической функции мандалы, то ее помощь заключается в быстрой интеграции личности, минуя осознавание, поэтому мандала часто используется в кризисной психотерапии. Круг (т.е. сама мандала) - это защита, нерасчлененность, неразделенность, целостность, порядок, границы.
«Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. - пишет Киселева М.В. - Таким образом, при создании круга очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство».
Существует множество вариантов работы с мандалой:
- рисование,
- насыпание из песка или круп,
- выкладывание из камней,
- эко-мандалы с использованием природных материалов,
- создание мандал из пластических материалов (пластилин, масса для лепки и пр.),
- раскрашивание мандал,
- танец «мандала»,
- плетение мандал
- и т.д.
Каждый человек может найти тот способ, который вдохновляет его больше всего.
Каким же образом мандала дает тот сильнейший психотерапевтический эффект, о котором так много говорят? На лекции о мандале Колошина Т.Ю. отмечала, что «мандала – это сигнал собраться в кучку». Рисуя мандалу, человек раскрывает свой внутренний мир в настоящий момент, состояние, Самость, себя настоящего, вне социума, свою духовную сущность и отвечает на экзистенциальные вопросы («Кто я?», «Где я?»). Когда этот ответ получен, происходит переоценка ситуации, что и дает сильный психотерапевтический эффект. С помощью мандалы достигается гармонизация личности.
Считается, что мандала целительна всегда и ею невозможно навредить, хотя некоторые авторы обращают наше внимание на то, что не стоит использовать этот метод в период обострения у клиента физического или психосоматического недуга, так как может произойти быстрое погружение в данную тематику.
В процессе создания мандалы происходит глубинная работа на уровне бессознательного по восстановлению целостности личности, по гармонизации личности, и эта работа целительна сама по себе.
Сейчас мандала-терапия относится к трансперсональному направлению арт-терапии и остаётся малоисследованной областью психологии и психотерапии, хотя и очень активно изучается.
Говоря о мандале, невозможно не упомянуть американскую художницу и арт-терапевта Джоанну Келлогг, которая занимается этой темой с 60-х годов 20 века. В своих работах она рассматривает мандалу как «сосуд, который вмещает в себя всё содержание психики – как сознания, так и бессознательного».
Джоанна уверяет: мандала – это зеркало, которое отражает состояние её автора. Она приводит интересные аналогии, сравнивая мандалу и с моментальным снимком, фиксирующим один из моментов жизненного процесса, и с живой клеткой (целостной и жизнеспособной), и с биологической пробой: «Мандала также может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения».
Джоанна подчеркивает, что каждая мандала «всегда уникальна и не может быть в точности повторена», - нет двух идентичных мандал и даже мандалы, созданные одним и тем же человеком, с течением времени меняются.
Практика показывает, что создание медитативной атмосферы на занятиях по мандала-терапии повышает результативность метода, поэтому приветствуется использование приятной «фоновой» музыки, приглушение ярких источников света, как и неформальное общение за чашечкой чая – отличное решение для поддержания доверительной атмосферы.
Важно, чтобы готовая мандала клиенту нравилась во всех ракурсах и положениях, поэтому, если его что-то не устраивает, обязательно нужно предоставить ему возможность внести изменения или перерисовать. Тем не менее, бывает так, что клиент всё равно остается не доволен результатом. «Некоторым их работы не нравятся. - пишет Джоанна. - Такому участнику нужно помочь осознать, что в данном случае факт самовыражения важнее, чем соответствие продукции эстетическим критериям. Осознание пациентом того, что в следующий раз он сможет нарисовать другую мандалу, более точно отражающую его состояние и потребности, способствует его вовлечению в психотерапевтический процесс».
Упражнение «Рисование мандалы» (модификация Калакуцкой А.А.)
Цель: гармонизация состояния, восстановление целостности личности на глубинном уровне.
Материалы: на выбор – карандаши, пастель масляная, акварель или гуашь, листы бумаги А4, тарелочка (чтобы обвести), ножницы, кисточки, баночки для воды, салфетки.
Для фона подойдет спокойная инструментальная музыка или звуки природы.
В ходе упражнения в центре листа рисуется круг (обводится тарелка) размером примерно с голову (соответственно, для маленького ребенка – маленький круг, для взрослого – побольше), затем лист обрезается до квадрата таким образом, чтобы оставалось расстояние от круга до краёв листа примерно 2-3 см. Обрезка листа – действие не обязательное, но желательное.
Инструкция: «Возьмите лист бумаги, приложите тарелочку и обведите её простым карандашом – получится круг. Обрежьте лист до квадрата. Выберите те материалы, которые вам нравятся или с которыми вы хотели бы сейчас повзаимодействовать. А теперь нарисуйте то, что вы хотите. Рисуйте любым образом. Рисуйте так, как вам хочется. Если не знаете, с чего начать, то возьмите тот цвет, который вам сейчас нравится или почему-то привлекает ваше внимание и нарисуйте что-нибудь в центре круга. Затем сфокусируйте внимание на нарисованной фигуре и пофантазируйте, какое следующее действие она вам подсказывает. Важно получить от этого процесса удовольствие. Пусть внешние границы круга не являются для вас непреодолимым препятствием. Если вы хотите выйти за их пределы, вы можете это сделать — это ваш круг. Рисуйте до тех пор, пока вы не ощутите завершенность рисунка».
После того, как мандала будет готова, предложите клиенту поэкспериментировать с ракурсом: отдаляйте, приближайте, переворачивайте.
Обсуждение: «Нравится вам мандала или нет?», «Хочется что-либо изменить, дорисовать, перерисовать, убрать? Хочется внести какие-либо изменения? Если да, вы можете это сделать прямо сейчас!», «Какие эмоции и чувства вызывает у вас мандала?», «Какие ощущения она вызывает в теле?», «Если бы вы назвали этот рисунок, каким было бы название?», «Что происходит на рисунке и какие образы участвуют в этом действии?», «Посмотрите взглядом пятилетнего ребенка - какова была бы его фантазия?»
Результативно и эффективно, когда другие участники группы дают обратную связь относительно каждой мандалы, то есть рассказывают, что они чувствуют, глядя на рисунок, с чем он у них ассоциируется и т.д. Это обогащает личный опыт каждого участника и «расширяет горизонты».
Примеры арт-терапевтических работ
Кристина: Когда села рисовать, то даже не представляла, с чего начать. Первым появился зеленый цветочек в середине. Потом появилась полянка. А кружочки.....просто затянули. Когда их рисовала, то получилось уйти от реальности: ничего не слышала, никого не замечала, хотя в комнате работал телевизор и сидели дети. После стало так весело и радостно на душе. И сразу пришло название».
Наташа: «Я с большой радостью рисовала. Образы пришли быстро. И воплощались с удовольствием. Ярких красок не хотелось. Подумала, что надо докупить ещё светлых оттенков. Мандалы очень нравятся. От них светло и спокойно».
Юля: «В середине - значок инь/ян. Когда нарисовала, увидела в нём двойняшек: мальчик и девочка. И, соответственно, мандала стала домиком для этой новой жизни. Дальше если рисовать, то уже рождение и развитие этих малышей. Ощущение - как будто это уже случилось и то, что внутри - перенесла на бумагу. Если посмотреть взглядом пятилетнего ребенка, то -цветочек. Роза. Когда рисовала мандалу, было ощущение, что выдаю секрет. Сначала даже не задумалась, а как инь/ян нарисовала и добавила синий и красный, так и торкнуло».