Автор: Татьяна Чистякова
Помните удивительную волшебную сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»? Лично для меня она прочно заняла место одной из любимых. Возможно, даже самой любимой. И, что удивительно, с годами я нахожу все больше единомышленников… Чем же она так привлекает читателей всего мира? Думаю, тут идеально совпало множество факторов: прекрасно прописанные персонажи, умеренное количество сюрреализма, неожиданные сюжетные повороты, захватывающие события, путешествие по параллельной вселенной… А давайте разберемся с психологической точки зрения! Что происходит в сказке?
Но сначала – небольшое литературное отступление. «Алиса в Зазеркалье» - часть двулогии. По сути, она является продолжением «Алисы в Стране Чудес». Но в то же время это – самостоятельное произведение. Сказки объединены лишь общим персонажем – Алисой. События происходят совершенно разные, они никак не связаны, отсылки друг к другу в произведениях практически отсутствуют. Автор обеих сказок – гениальный математик и эксцентричная личность – Льюис Кэрролл. Один из секретов успеха книг о приключениях Алисы: автор как следует начинил ее математическими отсылками и от души поделился с читателем своим нетривиальным взглядом на мир. События происходят в старой доброй Викторианской Англии. И эта эпоха тоже находит в сказках великолепное отражение! Но, что особенно интересно, главная героиня в обоих повествованиях попадает в некие параллельные миры, живущие по своим законам!
А что такое «Алиса в Зазеркалье» лично для меня? С детства именно эта сказка казалась мне особенно волшебной и, возможно, мистичной. Прежде всего, завораживал сам мир Зазеркалья: удивительный, противоположный нашему, кусочек которого можно подсмотреть в зеркале. Мне всегда было крайне любопытно, возможно ли в него проникнуть. И, если да, то каким-таким образом? Другой интересный мне момент «Алисы в Зазеркалье»: шахматы. Это игра тоже всегда вызывала неподдельный интерес. И даже не столько сама игра, сколько шахматные фигуры. Так что идея о том, что они живут какой-то своей жизнью, что у них есть собственные мысли, взаимоотношения, стремления – очень увлекательна. И вот, повзрослев, получив психологическое образование, наработав немалый опыт, я взглянула на любимую с детства сказку профессиональным взглядом и сумела ее проанализировать. Предлагаю плоды своих размышлений!
Прежде, чем приступить к психологическому анализу, расскажу несколько интересных фактов о сказке: для более полноценного погружения.
Теперь, когда мы смогли немного погрузиться в атмосферу, созданную Льюисом Кэрроллом, можем отметить в сказке нюансы, интересные для психолога!
В чем основной смысл сказки? Алиса двигается по шахматному полю, захваченная единственной целью: стать Королевой. Она начинает играть за пешку, чтобы пройти партию, завершающуюся коронацией. Что эта партия может означать с психологической точки зрения? А это ни что иное, как путь саморазвития личности, раскрытие внутреннего потенциала. На этом пути, как положено в жизни, встречаются свои преграды и препятствия, которые необходимо преодолеть, чтобы продвинуться вперед. А еще здесь попадаются помощники, советчики, ресурсы. На каждой клеточке главной героине выпадает своеобразное испытание, помогающее открыть новую грань своей личности. Надо сказать, цель Алисы – изящна и амбициозна! Она метит в королевы! Такие желания не зарождаются на ровном месте: она чувствует внутренний потенциал и стремится его раскрыть. Если проанализировать метафорический смысл сказки: кто такая Королева? Это – высшее воплощение женщины. Королева полноценна, самодостаточна. Она – прекрасна, и она знает это. Как никто другой, Королева способна наслаждаться собой и жизнью.
Путь саморазвития Алиса начинает со второй линии. Именно на ней располагаются пешки в начале партии. А Королевой она станет на восьмой клетке. Это тоже соответствует шахматным правилам. А дальше все идет совершенно не так, как в привычных нам шахматах. Партия разыгрывается очень необычная… да чего уж там! Зазеркальная!
Итак, с чего же начинается целеустремленное путешествие по Зазеркалью? Кого первым встречает Алиса в этом безумном мире? А первым проводником становится Черная Королева! То есть, конечно, перед встречей с ней наша героиня видит и других обитателей страны, даже общается с ними. Но ее осознанное движение к 8 клетке начинается именно с этого разговора. К слову, в книге встречается множество интересных персонажей, которых я не буду подвергать беспощадному психологическому анализу: для анализа каждого персонажа статьи не хватит. Остановлю внимание на ключевых для продвижения Алисы героях!
Общение с Черной Королевой заключается в том, что та рассказывает нашей героине правила, дает необходимые наставления и инструкции. При чтении главы, в которой происходит встреча двух дам, сразу становится ясно, что Черная Королева занимает покровительственную позицию по отношению к новой знакомой. С точки зрения трансакционного анализа, она играет роль внутреннего родителя. В меру строгий, заботливый, ответственный. Эрик Берн выделял 2 важные функции Родителя:
Если посмотреть на роль Родителя немного расширенно, то он – еще и Родитель для нас самих, то есть субличность, проявляющая контроль, заботу и т.д. Получается, какую идею мы можем забрать себе в копилочку из этой встречи? Для саморазвития необходимо подключение внутреннего Родителя. Что бы мы ни говорили о новаторстве, нестандартном подходе, пресловутом выходе из зоны комфорта, для того чтобы начать развиваться, необходимо позаботиться о себе. А чтобы постигать что-то новое, просто необходимо начать ориентироваться в существующих нормах и правилах. Нужно почувствовать себя в безопасности. И, зарядившись таким состоянием, можно уже идти вперед, достигать целей.
Итак, возвращаясь к анализу сказки, посмотрим, как движется дальше сюжет «Алисы в Зазеркалье». Героиня делает первый шаг, проскакивая сразу на 2 клетки, оказываясь на четвертой. В шахматах действительно в первый ход пешка вправе проскочить через клетку. Как же в нашей сказке «пешка» преодолевает первую клетку? На поезде. Есть ли у поезда скрытый психологический смысл? Надо отметить, что фигура поезда обладает своим мистическим ореолом, встречается в разных сказках и даже культовых произведениях. Этот образ нет-нет, да и мелькнет в известных литературных произведениях, сказках, мультфильмах. Например, помните Хогвартс-экспресс из «Гарри Поттера», который доставлял учеников в школу магии? Другой пример: в американской культуре частенько встречается поезд-экспресс, держащий путь на Северный полюс. А о чем был самый первый фильм, с которого началась история кинематографа? Именно с прибытия поезда началась новая эра – эра киноиндустрии. Неспроста именно этот образ пришел к братьям Люмьер. Возвращаясь к сказкам: поезд выступает в роли своеобразного портала, перемещающего персонажей в волшебный мир бессознательного.
И как раз на этом сказочном транспорте Алиса попадает в самый разгар шахматной партии! На четвертой клетке ей встречаются близнецы Траляля и Труляля (Твидлди и Твидлдам – в оригинале). В английской версии корень обоих имен – твид. Twin по-английски – близнец.
Давайте разберемся, что происходит на четвертой клетке! Алиса всеми силами пытается выяснить, как выбраться из леса. Но от братьев-близнецов толку – как с козла молока. Чего только они ни вытворяют вместо членораздельного ответа: кружатся с новой подругой в хороводе, рассказывают стихи про Моржа и Плотника, съевших доверчивых устриц, затевают драку из-за поломанной погремушки. В итоге прилетает ворон и разгоняет струхнувших близняшек (вороном оказывается шаль).
Проанализируем это необычное знакомство с психологической стороны? Здесь у нас – 3 символа: близнецы, лес, ворон. Имеет смысл проанализировать их по отдельности.
Лес во многих трактовках – вход в бессознательное. При чем играет роль, насколько глубок лес. Дремучая чаща – глубинное бессознательное. Опушка – граница сознательного.
Близнецы – диада. Символ объединения, уравновешивания добра и зла, единства созидания и разрушения, воплощение гармонии. Издревле близнецы считаются мистичной и магической фигурой. Коллективное бессознательное породило немало мифов и легенд с этими ребятами. Некоторые из мифов живы по сей день (например, созвездие Близнецов – один из зодиакальных символов).
Кроме того, в нашем случае важен пол близнецов. Они – мальчишки. И раз уж они с Алисой находятся в бессознательном, можем предположить, что Труляля и Траляля символизируют собой ее анимус (мужское начало в женщине).
Ворон – тоже мистический символ. Больно уж противоречивый! Он – и посредник между небом и землей (как и другие птицы), и представитель мира подземного, потустороннего, и созидатель (людских душ, водоемов), и символ зла (противоположность голубя), и пророк, и посланник богов, и воин. Еще он же – символ ума, жестокости, пророческого дара, жадности, воинственности, смерти. Думаю, что для того, чтобы разобраться, какое послание может нести ворон Алисе (а заодно и нам с вами), логично анализировать его в свете эпохи, в которую была написана «Алиса в Зазеркалье». Как я уже упоминала, все это происходило в Викторианской Англии. А в Англии к воронам относятся уважительно. Чего стоит пример: в Лондонском Тауэре до сих пор содержат воронов, веря, что, если птицы улетят, Лондон падет. А еще есть легенда, что великий король Артур после смерти превратился в Ворона. И напоследок – еще одно чисто английской поверье: если слепой позаботится о вороне, то вскоре прозреет. Не пытайтесь проверить! Все эти поверья больше отсылают к тому, что Ворон – посредник между земным миром и божественным, некий посланник высших сил.
Что же получается? Чтобы пройти дальше, к новой ступени развития, необходимо погрузиться в собственное бессознательное, подружиться со своим анимусом (мужчиной – с анимой), то есть внутренним мужчиной (соответственно, мужчине – с внутренней женщиной). Вспоминая сказку, как бы Алиса ни спешила покинуть лес (бессознательное), ей не удавалось это сделать, близнецы удерживали девочку, отчаянно переключая на себя ее внимание, инициируя общение в разных формах. Принимая во внимание, что анимус в нашей сказке принимает форму близнецов, можно предположить, что также для преображения в свое Высшее Я, необходимо прийти к внутренней гармонии: уравновесить в душе добро и зло, разрушение и созидание, мужскую и женскую стороны. Итогом таковой дружбы может стать обращение к высшим силам, соприкосновение (хоть и косвенное) с чем-то более великим, чем собственная земная жизнь: с тем, что символизирует ворон.
И теперь мы, приняв такой урок, продолжаем путешествие по дебрям бессознательного, ведущего к самосовершенствованию! Дальше путешествие Алисы становится все более загадочным и увлекательным. Ведь с каждым шагом она приближается к своей коронации!
И дальнейшие приключения Алисы в Зазеркалье проанализируем в следующей части. Ждите продолжения! Думаю, оно будет еще более насыщенным и глубоким.
А в завершение первой части статьи хочу сказать, что я все-таки нашла свой способ попасть в Зазеркальный мир. На волне вдохновения от любимой сказки создала настольную трансформационную игру «Путь в Зазеркалье». Она представляет собой совершенно необычный вариант шахматной партии, в которой выигрывают все участники. На каждой клеточке встречается увлекательное испытание, игроки встречаются с таинственными проводниками, получают игровые послания, запасаются ресурсами, общаются с потаенными сторонами своей личности.
Помните удивительную волшебную сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»? Лично для меня она прочно заняла место одной из любимых. Возможно, даже самой любимой. И, что удивительно, с годами я нахожу все больше единомышленников… Чем же она так привлекает читателей всего мира? Думаю, тут идеально совпало множество факторов: прекрасно прописанные персонажи, умеренное количество сюрреализма, неожиданные сюжетные повороты, захватывающие события, путешествие по параллельной вселенной… А давайте разберемся с психологической точки зрения! Что происходит в сказке?
Но сначала – небольшое литературное отступление. «Алиса в Зазеркалье» - часть двулогии. По сути, она является продолжением «Алисы в Стране Чудес». Но в то же время это – самостоятельное произведение. Сказки объединены лишь общим персонажем – Алисой. События происходят совершенно разные, они никак не связаны, отсылки друг к другу в произведениях практически отсутствуют. Автор обеих сказок – гениальный математик и эксцентричная личность – Льюис Кэрролл. Один из секретов успеха книг о приключениях Алисы: автор как следует начинил ее математическими отсылками и от души поделился с читателем своим нетривиальным взглядом на мир. События происходят в старой доброй Викторианской Англии. И эта эпоха тоже находит в сказках великолепное отражение! Но, что особенно интересно, главная героиня в обоих повествованиях попадает в некие параллельные миры, живущие по своим законам!
А что такое «Алиса в Зазеркалье» лично для меня? С детства именно эта сказка казалась мне особенно волшебной и, возможно, мистичной. Прежде всего, завораживал сам мир Зазеркалья: удивительный, противоположный нашему, кусочек которого можно подсмотреть в зеркале. Мне всегда было крайне любопытно, возможно ли в него проникнуть. И, если да, то каким-таким образом? Другой интересный мне момент «Алисы в Зазеркалье»: шахматы. Это игра тоже всегда вызывала неподдельный интерес. И даже не столько сама игра, сколько шахматные фигуры. Так что идея о том, что они живут какой-то своей жизнью, что у них есть собственные мысли, взаимоотношения, стремления – очень увлекательна. И вот, повзрослев, получив психологическое образование, наработав немалый опыт, я взглянула на любимую с детства сказку профессиональным взглядом и сумела ее проанализировать. Предлагаю плоды своих размышлений!
Прежде, чем приступить к психологическому анализу, расскажу несколько интересных фактов о сказке: для более полноценного погружения.
- Полное название сказки: «Алиса в Зазеркалье или сквозь зеркало и что там увидела Алиса».
- В русском переводе шахматные фигуры – черные и белые, как это и привычно российскому читателю. А в оригинале фигуры – красные и белые, именно такие наборы были распространены в Викторианской Англии.
- В основе игры лежит самая настоящая шахматная партия по всем правилам.
Теперь, когда мы смогли немного погрузиться в атмосферу, созданную Льюисом Кэрроллом, можем отметить в сказке нюансы, интересные для психолога!
В чем основной смысл сказки? Алиса двигается по шахматному полю, захваченная единственной целью: стать Королевой. Она начинает играть за пешку, чтобы пройти партию, завершающуюся коронацией. Что эта партия может означать с психологической точки зрения? А это ни что иное, как путь саморазвития личности, раскрытие внутреннего потенциала. На этом пути, как положено в жизни, встречаются свои преграды и препятствия, которые необходимо преодолеть, чтобы продвинуться вперед. А еще здесь попадаются помощники, советчики, ресурсы. На каждой клеточке главной героине выпадает своеобразное испытание, помогающее открыть новую грань своей личности. Надо сказать, цель Алисы – изящна и амбициозна! Она метит в королевы! Такие желания не зарождаются на ровном месте: она чувствует внутренний потенциал и стремится его раскрыть. Если проанализировать метафорический смысл сказки: кто такая Королева? Это – высшее воплощение женщины. Королева полноценна, самодостаточна. Она – прекрасна, и она знает это. Как никто другой, Королева способна наслаждаться собой и жизнью.
Путь саморазвития Алиса начинает со второй линии. Именно на ней располагаются пешки в начале партии. А Королевой она станет на восьмой клетке. Это тоже соответствует шахматным правилам. А дальше все идет совершенно не так, как в привычных нам шахматах. Партия разыгрывается очень необычная… да чего уж там! Зазеркальная!
Итак, с чего же начинается целеустремленное путешествие по Зазеркалью? Кого первым встречает Алиса в этом безумном мире? А первым проводником становится Черная Королева! То есть, конечно, перед встречей с ней наша героиня видит и других обитателей страны, даже общается с ними. Но ее осознанное движение к 8 клетке начинается именно с этого разговора. К слову, в книге встречается множество интересных персонажей, которых я не буду подвергать беспощадному психологическому анализу: для анализа каждого персонажа статьи не хватит. Остановлю внимание на ключевых для продвижения Алисы героях!
Общение с Черной Королевой заключается в том, что та рассказывает нашей героине правила, дает необходимые наставления и инструкции. При чтении главы, в которой происходит встреча двух дам, сразу становится ясно, что Черная Королева занимает покровительственную позицию по отношению к новой знакомой. С точки зрения трансакционного анализа, она играет роль внутреннего родителя. В меру строгий, заботливый, ответственный. Эрик Берн выделял 2 важные функции Родителя:
- Он помогает вести себя по-родительски к собственным детям. То есть глобально работает на сохранение и расширение человечества.
- Делает многие реакции автоматическими, сберегая так силы и время. Родитель – сторонник делать дела «как это принято».
Если посмотреть на роль Родителя немного расширенно, то он – еще и Родитель для нас самих, то есть субличность, проявляющая контроль, заботу и т.д. Получается, какую идею мы можем забрать себе в копилочку из этой встречи? Для саморазвития необходимо подключение внутреннего Родителя. Что бы мы ни говорили о новаторстве, нестандартном подходе, пресловутом выходе из зоны комфорта, для того чтобы начать развиваться, необходимо позаботиться о себе. А чтобы постигать что-то новое, просто необходимо начать ориентироваться в существующих нормах и правилах. Нужно почувствовать себя в безопасности. И, зарядившись таким состоянием, можно уже идти вперед, достигать целей.
Итак, возвращаясь к анализу сказки, посмотрим, как движется дальше сюжет «Алисы в Зазеркалье». Героиня делает первый шаг, проскакивая сразу на 2 клетки, оказываясь на четвертой. В шахматах действительно в первый ход пешка вправе проскочить через клетку. Как же в нашей сказке «пешка» преодолевает первую клетку? На поезде. Есть ли у поезда скрытый психологический смысл? Надо отметить, что фигура поезда обладает своим мистическим ореолом, встречается в разных сказках и даже культовых произведениях. Этот образ нет-нет, да и мелькнет в известных литературных произведениях, сказках, мультфильмах. Например, помните Хогвартс-экспресс из «Гарри Поттера», который доставлял учеников в школу магии? Другой пример: в американской культуре частенько встречается поезд-экспресс, держащий путь на Северный полюс. А о чем был самый первый фильм, с которого началась история кинематографа? Именно с прибытия поезда началась новая эра – эра киноиндустрии. Неспроста именно этот образ пришел к братьям Люмьер. Возвращаясь к сказкам: поезд выступает в роли своеобразного портала, перемещающего персонажей в волшебный мир бессознательного.
И как раз на этом сказочном транспорте Алиса попадает в самый разгар шахматной партии! На четвертой клетке ей встречаются близнецы Траляля и Труляля (Твидлди и Твидлдам – в оригинале). В английской версии корень обоих имен – твид. Twin по-английски – близнец.
Давайте разберемся, что происходит на четвертой клетке! Алиса всеми силами пытается выяснить, как выбраться из леса. Но от братьев-близнецов толку – как с козла молока. Чего только они ни вытворяют вместо членораздельного ответа: кружатся с новой подругой в хороводе, рассказывают стихи про Моржа и Плотника, съевших доверчивых устриц, затевают драку из-за поломанной погремушки. В итоге прилетает ворон и разгоняет струхнувших близняшек (вороном оказывается шаль).
Проанализируем это необычное знакомство с психологической стороны? Здесь у нас – 3 символа: близнецы, лес, ворон. Имеет смысл проанализировать их по отдельности.
Лес во многих трактовках – вход в бессознательное. При чем играет роль, насколько глубок лес. Дремучая чаща – глубинное бессознательное. Опушка – граница сознательного.
Близнецы – диада. Символ объединения, уравновешивания добра и зла, единства созидания и разрушения, воплощение гармонии. Издревле близнецы считаются мистичной и магической фигурой. Коллективное бессознательное породило немало мифов и легенд с этими ребятами. Некоторые из мифов живы по сей день (например, созвездие Близнецов – один из зодиакальных символов).
Кроме того, в нашем случае важен пол близнецов. Они – мальчишки. И раз уж они с Алисой находятся в бессознательном, можем предположить, что Труляля и Траляля символизируют собой ее анимус (мужское начало в женщине).
Ворон – тоже мистический символ. Больно уж противоречивый! Он – и посредник между небом и землей (как и другие птицы), и представитель мира подземного, потустороннего, и созидатель (людских душ, водоемов), и символ зла (противоположность голубя), и пророк, и посланник богов, и воин. Еще он же – символ ума, жестокости, пророческого дара, жадности, воинственности, смерти. Думаю, что для того, чтобы разобраться, какое послание может нести ворон Алисе (а заодно и нам с вами), логично анализировать его в свете эпохи, в которую была написана «Алиса в Зазеркалье». Как я уже упоминала, все это происходило в Викторианской Англии. А в Англии к воронам относятся уважительно. Чего стоит пример: в Лондонском Тауэре до сих пор содержат воронов, веря, что, если птицы улетят, Лондон падет. А еще есть легенда, что великий король Артур после смерти превратился в Ворона. И напоследок – еще одно чисто английской поверье: если слепой позаботится о вороне, то вскоре прозреет. Не пытайтесь проверить! Все эти поверья больше отсылают к тому, что Ворон – посредник между земным миром и божественным, некий посланник высших сил.
Что же получается? Чтобы пройти дальше, к новой ступени развития, необходимо погрузиться в собственное бессознательное, подружиться со своим анимусом (мужчиной – с анимой), то есть внутренним мужчиной (соответственно, мужчине – с внутренней женщиной). Вспоминая сказку, как бы Алиса ни спешила покинуть лес (бессознательное), ей не удавалось это сделать, близнецы удерживали девочку, отчаянно переключая на себя ее внимание, инициируя общение в разных формах. Принимая во внимание, что анимус в нашей сказке принимает форму близнецов, можно предположить, что также для преображения в свое Высшее Я, необходимо прийти к внутренней гармонии: уравновесить в душе добро и зло, разрушение и созидание, мужскую и женскую стороны. Итогом таковой дружбы может стать обращение к высшим силам, соприкосновение (хоть и косвенное) с чем-то более великим, чем собственная земная жизнь: с тем, что символизирует ворон.
И теперь мы, приняв такой урок, продолжаем путешествие по дебрям бессознательного, ведущего к самосовершенствованию! Дальше путешествие Алисы становится все более загадочным и увлекательным. Ведь с каждым шагом она приближается к своей коронации!
И дальнейшие приключения Алисы в Зазеркалье проанализируем в следующей части. Ждите продолжения! Думаю, оно будет еще более насыщенным и глубоким.
А в завершение первой части статьи хочу сказать, что я все-таки нашла свой способ попасть в Зазеркальный мир. На волне вдохновения от любимой сказки создала настольную трансформационную игру «Путь в Зазеркалье». Она представляет собой совершенно необычный вариант шахматной партии, в которой выигрывают все участники. На каждой клеточке встречается увлекательное испытание, игроки встречаются с таинственными проводниками, получают игровые послания, запасаются ресурсами, общаются с потаенными сторонами своей личности.