Адрес магазина: г. Москва, ул. Барышиха, д. 20

Появились вопросы? Поможем! +7 (977) 820-09-11

Выход из стереотипов

Автор: Виктория Рябова- психолог, психотерапевт, бизнес-коуч

На консультациях я часто сталкиваюсь с запросом: «Не могу выйти/найти выход из ситуации». Это тот самый пресловутый «тупик». Из этого «тупика» не дают выйти неосознанные стереотипы, которые рушат все грамотно простроенные шаги к достижению желаемого.

Это упражнение я придумала, призвав на помощь трансактный анализ Эрика Берна. По теории Берна, родители нам «рассказывают», не напрямую, конечно, что и как надо делать в той или иной ситуации. И что и как нельзя делать в этой же ситуации. Таким образом можно выяснить бессознательный, неэффективный стереотип и создать новую инструкцию, адекватную и эффективную. Для выявления стереотипов и создания новых стратегий поведения я использую в работе любые универсальные колоды МАК.

Описание техники

Первая карта.

Из любой универсальной колоды выбрать в открытую (ВО) карту ситуации, которая беспокоит клиента так, как он видит эту ситуацию, чувствует на данный момент времени.

Для активации этой карты (и последующих) можно использовать следующие вопросы:

  • С чем связано то, что изображено на карте?
  • Как это связано с вашей жизнью?
  • Есть ли Вы на этой карте? Кто (или что) из персонажей карты – Вы?
  • Кто эти люди/объекты на карте?
  • Что там происходит?
  • Что привело к этой ситуации? Что было до этой ситуации?
  • Что будет дальше, чем все закончится?
  • Что чувствуют действующие лица?
  • Что думают?
  • Опишите это место, то, чего не видно на карте?
  • Если бы эта карта была экспонатом выставки, какое название для каталога Вы бы ей дали?

Вопросы можно использовать выборочно по вашему усмотрению.

Все остальные карты достаются вслепую (ВС).

Вторая карта.

  • Что надо делать в этой ситуации? (для более точной диагностики выбрать 2-3 карты)

Третья карта.

  • Как это надо делать? (аналогично – 2-3 карты)

Обсудить с клиентом эти стратегии: как они проявляются в его жизни, имеют ли успех, к чему приводят, что ждет клиента от этих стратегий, что в них есть хорошего, что можно было бы оставить и т.п.

Четвертая карта (ВС).

  • Что надо делать в этой ситуации, чтобы она разрешилась благоприятным образом? (2-3 карты)

Пятая карта. (ВС)

  • Как это надо делать? (2-3 карты)

Обсудить с клиентом новые стратегии поведения: где, когда и как их можно использовать; в чем их преимущество; что может помешать реализовать эти стратегии; что может помочь в реализации; как, каким образом эти стратегии можно нарабатывать и т.п.

По теории Берна, мальчики получают от мамы инструкцию «что делать», от папы – «как это делать». Девочки от папы получают инструкцию «что делать», от мамы – «как». Эти инструкции могут быть противоположными. В таких случаях человек «разрывается» между этими амбивалентными посланиями и поведение его часто непредсказуемо, что он в себе часто не замечает.

Одна моя клиентка обратилась с запросом: «Почему на одних женятся, а с другими (со мной) спят, встречаются, но ничего больше?..» Во время работы по этому раскладу у нее получилось, что папа дал послание: «Будь выше мужчин, пренебрегай ими» (одна карта). Поясняя эту ассоциацию, она вспоминала, что отец всегда подчинялся маме, был очень стеснительным человеком. А от мамы она получала послание: «Идти на поводу у мужчин» (вторая карта). Мама ей часто повторяла, чтобы она не высовывалась со своим мнением, желаниями: «Делать надо то, что хотят другие». Карту она назвала «На поводу у чужих желаний».

Соединив вместе эти две карты, у клиентки получилась такая история: «На самом деле все получается именно так: с одной стороны, когда мне что-то нужно – помощь, поддержка, у меня включается «я сама». Я запросто могу сказать мужчине что-то вроде: «Без тебя обойдусь» или «Тебе это не по плечу». А еще всячески ему показываю, насколько я успешна в жизни, как у меня все клево получается. Но стоит ему заикнуться о его желании, я тут же бегу его исполнять, даже если он меня об этом не просит. Одним словом, если в три часа ночи мужчина скажет, что съел бы сейчас мороженое, то я побегу его покупать».

Затем мы с ней обсудили последствия этой стратегии: как это выглядит со стороны, как она себя бы чувствовала, если бы мужчина вел себя подобным образом. Вывод она сделала такой: «Если бы я была на месте мужчины, то чувствовала бы себя полным ничтожеством. Сначала мне бы казалось, что это любовь, а потом я бы начала злиться и использовать его – и морально, и материально, и сексуально. Что со мной и происходит. Меня используют».

В качестве антидота была выработана следующая стратегия (точнее, выработали три, это одна из них): научиться просить помощь, не испытывая чувства вины, когда кто-то что-то делает для клиентки, принимать это с благодарностью и спрашивать «чем можно отблагодарить». Если «цена» будет высокой или неприемлемой, предложить свою «цену».

Конечно, новые стратегии надо нарабатывать. Старые стратегии прочно закреплены в нейронных связях головного мозга. Они могут исчезнуть, только когда будет сформирована новая нейронная связь.

Для формирования новой устойчивой связи надо минимум 112 часов упорных тренировок. И эту информацию надо донести до клиента, чтобы у него не возникало иллюзий на «чудесное» исцеление. В кабинете психолога все только начинается, основная работа – за пределами кабинета.