Адрес магазина: г. Москва, ул. Барышиха, д. 20

Появились вопросы? Поможем! +7 (495) 131-4057

Возможности использования спектрокарт в диагностике и психотерапии личности

Авторы: Елена Тупика, Ничикова Елена

В основе работы со спектрокартами лежит механизм проекции. В психологии проекция (лат. projectio — «бросание вперед») — механизм психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и прочее, полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя. Проекция — это общий психологический механизм, с помощью которого субъективное содержание переносится на объект. К примеру, посмотрев на одну и ту же фотографию, разные люди акцентируют внимание на разных объектах, то, что значимо для одного, второй может даже не заметить.

Фототерапия – новое направление в психотерапии, основанное в 70-х годах 20 века. Это специальная сфера использования фотографии на основе психологических и арт-терапевтических знаний. В чем же терапевтический эффект фотографии? Фотографии – это документальные свидетели, которые могут рассказать о том, что мы были на этой земле, отразить основу нашей жизни, они подобны зеркалу, в которое человек может посмотреть. Не так важно, что изображено, важно какая история зашифрована в этой фотографии и что человек может по ней рассказать. Каждый раз фотографии оживляют ваши воспоминания, чувства, бессознательно подсказывают решение проблемы. Смысл фотографии создает человек, когда на нее смотрит, благодаря акту восприятия. Каждый клиент наполняет фотографию своим смыслом, поэтому очень важно терапевту не навязывать ему свое видение. На фотографии нет истории, история создается и тем, кто фотографирует, и тем, кто на нее смотрит, и тем, кто на ней изображен. Многие клиенты не способны выйти на эмоциональный уровень, они закрыты, рациональны, фотография же способна погрузить такого человека в чувственный мир, в детство, в сказку.

Работа с фотографией, как с проекцией – это вкладывание своего смысла в любой фотоматериал. Проекция клиента дает возможность терапевту понять особенности мировосприятия клиента, увидеть его внутреннюю карту реальности, минуя фильтры сознания и защиты клиента.

Умение работать с фотографией, как с проекцией, позволяет психологу в короткие сроки продиагностировать клиента, понять причины, приведшие к проблеме, а также увидеть наиболее эффективные способы ее решения. В психодиагностике и консультировании проекция понимается как процесс и результат взаимодействия клиента с объективно нейтральным материалом (пятна, картинки, фотографии, рисунки и т.п.), в ходе которого осуществляется символический перенос содержания внутреннего мира и наделение стимульного материала своими собственными мыслями, чувствами, переживаниями. Таким образом, мы можем говорить, что продукты деятельности испытуемого несут на себе отпечаток его личности.

Спектрокарты создают безопасную среду для клиента. Психолог может с их помощью снимать сопротивление клиента, быстро достигать альянса (степени близости и доверия), работать с любой темой и проблемой клиента. Работа со спектрокартами не имеет жестких правил, что позволяет психологу варьировать инструкцию, каждый раз давая возможность видеть фотографии в новом свете. Таким образом, с одним набором можно работать бесчисленное количество раз. Этот метод не имеет ограничений по возрасту. Он может быть использован в обучении, тренингах, психотерапии. С его помощью можно работать как с группой, так и индивидуально.

Основные задачи, решаемые психологом в ходе применения спектрокарт:

  • Выражение чувств и представлений, с одновременным осознанием прошлого опыта при его словесном описании, понимание своего внутреннего мира, выделение важного;
  • Описание значимого опыта и воспоминаний, ассоциируя со значимыми событиями жизни (при использовании спектрокарт ассоциации возникают быстро, непосредственно, минуя цензуру сознания, такого эффекта очень сложно добиться в процессе беседы);
  • Исследование, анализ и систематизация информации и опыта (проблемные ситуации, осознание альтернатив и нахождение оригинальных решений, формирование у клиента гибкости мышления и творческого подхода в работе с различной информацией);
  • Создание нового (развитие креативности, творческих способностей, активизация внутреннего диалога и взаимодействия между людьми;
  • Рассказывание историй из жизни отдельного человека или семьи;
  • Выражение фантазий и интуитивных переживаний;
  • Нахождение новых перспектив для восприятия различных явлений.

Когда Вы не знаете о чем говорить с клиентом, с чего начать консультацию или чем ее закончить, спектрокарты «Мир метафор» станут вашими лучшими помощниками. Возникшие с их помощью ассоциации позволяют узнать о клиенте намного больше, чем в классической беседе. Неосознаваемая или вытесненная информация проявляются, но самое главное, она становится очевидной для самого клиента. Распределение фотографий по различным метафорам позволяет расширить виды запросов, с которыми можно работать с помощью этого набора. Спектрокарты «Мир метафор» можно использовать с любыми категориями клиентов, начиная с 3-4 летнего возраста. Работа со спектрокартами аналогична работе с любыми метафорическими картами, поэтому Вы можете использовать любые техники, описанные в литературе, беря за основу техники Н.В.Буравцевой и Н.В.Дмитриевой, Н.Верниковой, И.Орды, Г.Кац и Е.Мухаматулиной, Е.Морозовской, Н.Е.Милорадовой и Г.В.Поповой и др., тем самым расширяя количество техник в своем арсенале. Преимущество набора «Мир метафор» перед другими метафорическими картами, используемыми в этих техниках, состоит в том, что для этого Вам понадобится только один набор.

Большинство фотографий сделаны на улице, а не в помещении, что соответствует средовому (экологическому) подходу. По мнению А.И.Копытина экотерапевтический подход, связан с воздействием природной среды на состояние и деятельность человека. Методы экологической арт-терапии основаны на творческом взаимодействии с природной средой с использованием разных видов творческой активности, прежде всего изобразительной деятельности. Данный подход предполагает и проведение занятий в природной среде. В соответствии с теорией арт-терапевтического воздействия природа (мир природы) рассматривается как активный участник терапевтического процесса. Фактор природной среды не только влияет на организацию терапевтического пространства, но и на динамику терапевтических отношений. В одних случаях психотерапевт выступает как посредник в отношениях человека и природы, в других – природа или отдельные природные объекты могут быть использованы во взаимодействии с клиентом как источник стимулов. Таким образом, фотографии, которые входят в набор «Мир метафор» можно считать ресурсными и дополнительно «заряженными» природной энергией.

Механизм проекции в психологии используется и в диагностике. Мы Вам предлагаем использовать набор «Мир метафор» и в диагностических целях, делая тем самым диагностику увлекательным и захватывающим путешествием для клиента. Психолог же получит очень много ценной информации о личностных особенностях клиента, которая позволит ему понять причинно-следственные связи проблемы, с которой к нему обратился клиент и эффективно выстроить терапевтический процесс. Но, говоря о диагностике, нам бы хотелось напомнить читателю, что никакой рисунок (и другие произведения, включая фотографию) не может быть основой постановки диагноза, но любой рисунок (или другое произведение, включая фотографию) содержит огромное количество диагностического материала. То есть, можно ли по рисунку (произведению, фотографии) ставить диагноз? Нет. Может ли рисунок (произведение, фотография) быть материалом для постановки (уточнения) имеющегося диагноза? Да. Следуя этому своеобразному закону, мы не провозглашаем спектрокарты «Мир метафор» проективной психодиагностической методикой, мы лишь хотим практикующим психологам облегчить сбор информации о личности клиента.

Таким образом, набор-конструктор «Мир метафор» можно использовать:

  • в терапевтической практике психолога-консультанта для работы с широким спектром запросов;
  • как фрагмент общей композиции в рисунке или коллаже, расположив спектрокарту в любом месте листа А3, А2 или А1 и дополнив ее недостающими, с точки зрения клиента деталями;
  • в комплексной работе с различными колодами метафорических карт;
  • в работе с любой категорией клиентов: мужчинами и женщинами разного возраста, детьми, начиная с 3-4 летнего возраста; клиентами и пациентами;
  • как дополнительный инструмент в диагностике личности;
  • в учебно-образовательном процессе, в обучении студентов различных специальностей.

Набор является ресурсным, т.е. обладает всеми характеристиками терапевтической фотографии по определению Джуди Вайзер. Он разработан в рамках экологического (средового) подхода в арт-терапии, где фотографии окружающей среды оказывают дополнительное воздействие на состояние и деятельность человека, тем самым сокращая дистанцию между терапевтом и клиентом, делая их альянс более эффективным.

Считаем, что составленный набор-конструктор спектрокарт «Мир метафор», включающий многообразие метафор и фотографий к каждой из них, позволяет решать весь спектр поставленных задач для индивидуальной и групповой работы.

Нам бы хотелось подчеркнуть, что мы предлагаем вашему вниманию не фотографии, сейчас каждый имеет возможность сделать множество собственных снимков, а инструмент работы с фотографией, как с проекцией. Мы предлагаем работу с различными метафорами, а каждый из Вас используя их, может добавлять этот комплект собственноручно сделанными фотографиями, тем самым конструируя и трансформируя его под работу со своим контингентом клиентов.