Адрес магазина: г. Москва, ул. Барышиха, д. 20

Появились вопросы? Поможем! +7 (977) 820-09-11

Вхождение МАК в работу телесника

Автор: Монахова Валентина

Метафорические ассоциативные карты ворвались в мою практику буквально в считанные недели.

Профильное образование я получала в конце девяностых, с тех пор больше варилась в среде мануальной терапии и восточной медицины — и имела для этого основания. ТОП (телесно ориентированная психотерапия) как таковая и, говоря начистоту, вообще западные узко психологические модели чрезвычайно вяжут по рукам любого честного мануальщика. Направления Body-Mind демократичней, зато на них посматривают чуть свысока уже дружно и психологи, и медики…

Внезапно МАК стали ответом, как объединить горячо любимую психологию и тело, с которым я работаю и куда более непосредственными методами.

МАК набирает популярность и постепенно стандартизируется, есть уже «признанные» колоды, по которым накоплен клинический опыт, но есть пока и простор для экспериментов. Пока еще метод не строг и впускает смежных специалистов.

Вообще, метафорирование для телесника — излюбленная форма работы, начиная с простой устной метафоры. Телесная метафора — тоже вещь известная, в ней оперируют кинесико-проприоцептивными образами. Без них телеснику никуда, однако не всем клиентам хорошо доступна такая модальность. У некоторых вопрос «Как это ощущается в теле?» вызывает растерянность и ступор.

Совместно с напарником, Сергеем Алхутовым, мы развиваем направление ландшафтной метафоры. Метод очень мощный и многообещающий, но дорогостоящий, плюс клиенту нужно бесстрашие и мужество, чтобы покинуть уютный городской кабинет и отправиться в поход по диким местам.

Метафорические карты на порядки проще и компактней, особенно в плане времени! Они хорошо сочетаются со «студийной» (не кабинетной) работой, гигиеничны — не создают пачкающих сред как арт-терапия, при этом востребуют творческое воображение клиента. Дополнительно карты помогают тем, кто тяжело оперирует зрительными образами, а текстовые подключают и строго «левополушарную» аудиторию.

Абстрактные колоды

Первое, что вошло в мою работу, — это метафорирование узко симптома. Причем прямо «на языке симптома» — тех самых телесных ощущений. Я опробовала несколько колод МАК, но вернулась к абстракциям «Ecco» и «Portals». «Portals» — моя первая колода и до сих пор самая ходовая. Четкие контуры позволяют ассоциировать изображения с органами тела и даже системами органов, полостями, тканями, мускулами и т.д. Сочетания цветов провоцируют исследовать такие свойства как однородность, неоднородность, чужеродность, агрессивность частей по отношению друг к другу, метафорировать «боль», «напряжение», «тяжесть», «распирание», «пустоту», «уплотнение», «слабость» и другие телесные феномены.

Можно как «снимать» материал, диагностировать, находить проблемные зоны, так и оперировать полученными образами, «вкладывая» их в тело, трансформируя их, замещая (классический «взмах») и т.д. Клиент может наблюдать, как полученные образы ведут себя в процессе мануальной терапии или как изменяется исходный образ в течение курса.

Колоды лиц

Их часто рекомендуют, в том числе для работы с психосоматикой. Читая методические пособия, я долго приглядывалась к колодам — и везде видела отпечаток уже сформированной телесности персонажа, даже вернее было бы сказать «груз». Наконец, я обратилась к детским лицам и выбрала «Personita». И угадала! Колода прекрасно позволяет метафорировать части тела, «телесные» убеждения, решения, телесное «я» разных времен, давать голос привычкам и симптомам. Просто находка! Именно то, что на картах дети и подростки: у них открытое будущее, заведомый ресурс, а даже если его нет, им легко его дать! Ведь у детей гораздо легче меняется настрой! При этом на лицах живые и вполне интернациональные чувства, каждое имеет характер и несет «заявку», местами весьма провокативную.

«Текстовый» ресурс и эмоции

К моему удивлению, текстовая ресурсная колода с курсом телески сочетается проще, чем рисуночная. Видимо, так образы меньше конкурируют с программой практик и упражнений, которую мы разрабатываем с клиентом. Мне понравилась текстовая часть колоды «La Loba», она содержит действия-ресурсы, такие как РАСТИТЬ, УМНОЖАТЬ, ДУМАТЬ, РИСКОВАТЬ, ВДОХНОВЛЯТЬ и т.д. Эти емкие мотиваторы клиент уносит как заголовок к курсу упражнений и наращивает на них собственные уникальные смыслы.

Также я использую именно текстовую колоду эмоций. Выбираем вместе с клиентом из «Эмуно» или (если просто базовые) из картотеки Евгении Баксан.

Широкая метафора тела

Для исследования телесных феноменов полезны тематические колоды. Дерево — модель универсума (Мировое Древо), но в гораздо более узком понимании ствол дерева — это вертикаль тела, позвоночник, а корни — широкое выражение опоры. В этом плане колода может быть отличной метафорой для работы с опорно-двигательным аппаратом.

Дом — не менее удачный образ тела как сосуда души и, шире, здоровья как основы жизненных возможностей и базового ресурса «я». Также колода с домами позволяют работать с темой жилища как одного из слоёв телесности, вместилища для тела в тот или иной период жизни. Открывается тема выбора Своего дома, тема переезда и дома мечты, а это тоже фундаментальный вопрос телесности. Отдельно карты могут метафорировать тему убежища и границ — в этом плане в каждой картинке с домом, даже «странным» и «непохожим на мой» содержится скрытый ресурс.

Особенно на тему домов мне нравится колода «Domus».

Наконец, признанной метафорой телесности являются тотемы — животные, выражающие то или иное качество телесности, телесную способность, состояние тела, его привычки, программы (инстинкты), утраченные или приобретенные свойства. Рисуночные колоды мне всё же ближе, поэтому наиболее интересной мне показалась «Sacred Intimacy».

Интегрирующие образы

На зрелых этапах курса заметен момент, когда нужно объединить, «склеить» новую идентичность клиента, помочь ему достичь целостности и увидеть логику дальнейшего развития. В этот момент хороши комплексные, «фрактальные» образы — универсальных символов, архетипов, стихий и первоэлементов, мандал. Также хороши сложные художественные работы с многомерными и многослойными смыслами, объединенные художниками в продуманные циклы. Здесь хочу поделиться двумя находками — испанская колода «Сила жизни: Письма Первозданной женщины», исследующая глубинную женскую тему, и наше издание «Голос предков», где использован «праздничный цикл» художницы Веры Павловой. Обе позволяют вынести очень ёмкий и бьющий в цель интегрирующий образ, который подытожит работу и «даст имя» приобретенному и переосмысленному на курсе, новым доступным состояниям и открытым возможностям.