Адрес магазина: г. Москва, ул. Барышиха, д. 20

Появились вопросы? Поможем! +7 (495) 131-4057

«Сказочная» работа с обесцениванием, или «Жил-был Иван-дурак»

Автор: Виктория Рябова, психолог, психотерапевт

В работе мы часто сталкиваемся с обесцениванием в разных его вариантах. Обесценивают, в том числе, и консультирование. Поэтому рано или поздно, но работать с этим механизмом приходится.

Я придумала это упражнение, чтобы хотя бы для начала не сталкивать клиента с обесцениванием. На практике знаю, что с обесцениванием лучше работать, когда человек не осознает этот механизм, по крайней мере, до конца.

I. Итак, приходит к вам клиент с запросом, что у него что-то не получается, он не может справиться с каким-то своим состоянием или ситуацией.

  • Выбирается карта ВО из любой сказочной колоды

Что здесь изображено?
Что делают герои?
Как они относятся друг к другу?
У кого из героев есть эта проблема?
Как можно назвать эту карту?

II. А какой результат вы хотите получить?

  • Выбрать карту ВО тоже из сказочной колоды. Задать те же вопросы, что и в п.1.

III. Давайте представим, что ситуация №1 случилась не у вас, а у Ивана-дурака (для женщин можно придумать другого персонажа) и сочиним для него/нее сказку.

Итак, жил-был Иван-дурак…

  1. Сколько ему лет?
  2. Где он живет?
  3. С кем?
  4. Чем занимается?
  • Выбрать 3-4 карты ВЗ – причины, по которым он в народе получил прозвище «Дурак».
  • Обсудить каждую карту с четким выводом по каждой карте.

Например, дураком его прозвали потому, что он верил, что, кроме родителей, он никому не нужен (случай из практики).

IV. Как эти причины влияют на ситуацию №1?

V. Встретил Иван-дурак Волшебника, рассказал ему о себе и своей ситуации, и Волшебник помог ему: для каждой причины его дурости нашел решение.

  • Клиент выбирает из сказочной колоды ВС карты по количеству причин.
  • Рассказ по каждой карте-решению начинать со слов: «А что было бы, если…»

Например: «Что было бы, если бы Иван не верил в то, что он никому не нужен, кроме родителей. Тогда он смог бы показывать свои таланты другим людям, а не только родителям. Кроме них, есть люди, которым нравится то, что он делает».

Каждую карту можно обсуждать детально и обязательно задавать вопрос:

  • Как это поможет в решении проблемы Ивана-дурака?

VI. Что сейчас поменялось в жизни Ивана? В ситуации?

После упражнения я четко обсуждаю с клиентом карты-причины, как они появились в жизни, с какими детскими историями связаны и как сейчас изменилось отношение к этим ситуациям из детства?

Мой клиент с формулой обесценивания: «Кроме родителей, я никому не нужен» рассказал, что в детстве он очень любил выступать перед публикой, читать стихи и петь песни, но родители это ему часто запрещали (он любил это делать на семейных праздниках). С каким облегчением он после этой работы сказал: «На самом деле я не знал, нравятся ли мои стихи и песни другим людям. Мне просто сказали, что это никому не нужно. А ведь много детей выступали на всю страну и людям это нравилось! И мне выступления детей нравятся. Теперь я смогу свои достоинства показывать другим!»