Авторы: Инна и Евгений Захаровы
Сравнительно молодое определение эмоционального интеллекта(EQ) все чаще приходит на слух современному человеку. Это понятие вывели потому, что человеку необходимо знать, какими качествами надо обладать, чтобы иметь успех во всех сферах жизни.
Понятие эмоционального интеллекта представляет собой умение видеть и понимать эмоции, нацеленность и мотивы, как собственные, так и окружающих; способность управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих для достижения определенных целей.
EQ очень важно развивать с раннего возраста, потому что это основа позитивного мышления.
Эмоциональный интеллект имеет в себе 5 компонентов:
1. Эмоциональная осведомленность.
2. Контроль эмоций.
3. Эмпатия.
4. Самомотивация.
5. Распознавание эмоций окружающих.
Ребенок, у которого недостаточно развит эмоциональный интеллект, воспринимает неудачу как что-то трагическое, и зачастую такие дети неуверенные в своих силах. В другом случае, ребенок с хорошо развитым EQ обладает дружелюбием, отзывчивостью, уверенностью в своих силах, целеустремленность и спокойствие.
Хорошо развитый EQ- это способность замечать позитив в мелочах.
Женщинам более присуще, нежели мужчинам, такие качества, как сострадание, отзывчивость, понимание. Это объясняет тот факт, что у девочек, играя с куклами, с ранних лет есть возможность почувствовать себя в роли жены, дочери, мамы.
У подростков, в данном случае, есть определенные ступени становления эмоционального интеллекта. Эти ступени зависят от гормональной перестройки в пубертатный период.
Несколько ученых из Москвы провели эксперимент на тему изучения эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. Количество испытуемых подростков составило 32 и их возраст составлял 11-14 лет. Из 32-х подростков были: 14 – мальчики и 18 – девочки. Опрос и наблюдение испытуемых производился в течении 3-х лет.
В основу методики оценки был использован метод Н. Холла. Это метод помогает выявлять способность понимать отношение окружающих в проявляемых ими эмоциях и контролировать свои эмоции на основании принятого решения.
На протяжении данного эксперимента за испытуемыми было проведено скрытое наблюдение, что дало такие результаты:
1. В возрасте 11-12 лет был замечен резкий скачок в развитии способностей правильно воспринимать эмоциональное состояние собеседников и в способности сочувствовать ему.
2. Наибольшая точность в распознании эмоций окружающих, выражается в 8-м классе.
3. Управление своими эмоциями становится сложнее девочкам в возрасте 12-13 лет, т.к. в данном возрасте у них часто наблюдается кризис подросткового возраста.
4. Мальчики на период исследования не показали особо сильных скачков в аспектах эмоционального интеллекта, т.к. период полового созревания у мальчиков проходит чуть позже.
Эмоциональный интеллект можно развивать через осознанность, отслеживая и осознавая свои эмоции, можно наблюдать за проявлением чувств и эмоций других людей, также делясь своими переживаниями и интересуясь чувствами людей из своего окружения. Но далеко не все подростки готовы проявлять такую открытость и эмпатию. Порой, наоборот, подростковому возрасту свойственна закрытость. Тогда на помощь могут прийти игровые методы изучения эмоционального интеллекта.
Особенно легко научить подростков чувствовать и понимать свои эмоции можно с помощью игры Эмуно. Игра формирует важные навыки осознанности и наблюдения за собой и другими, а также помогает оформлять мысли и доносить самое важное в виде связи эмоция-ценность-потребность.
Сравнительно молодое определение эмоционального интеллекта(EQ) все чаще приходит на слух современному человеку. Это понятие вывели потому, что человеку необходимо знать, какими качествами надо обладать, чтобы иметь успех во всех сферах жизни.
Понятие эмоционального интеллекта представляет собой умение видеть и понимать эмоции, нацеленность и мотивы, как собственные, так и окружающих; способность управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих для достижения определенных целей.
EQ очень важно развивать с раннего возраста, потому что это основа позитивного мышления.
Эмоциональный интеллект имеет в себе 5 компонентов:
1. Эмоциональная осведомленность.
2. Контроль эмоций.
3. Эмпатия.
4. Самомотивация.
5. Распознавание эмоций окружающих.
Ребенок, у которого недостаточно развит эмоциональный интеллект, воспринимает неудачу как что-то трагическое, и зачастую такие дети неуверенные в своих силах. В другом случае, ребенок с хорошо развитым EQ обладает дружелюбием, отзывчивостью, уверенностью в своих силах, целеустремленность и спокойствие.
Хорошо развитый EQ- это способность замечать позитив в мелочах.
Женщинам более присуще, нежели мужчинам, такие качества, как сострадание, отзывчивость, понимание. Это объясняет тот факт, что у девочек, играя с куклами, с ранних лет есть возможность почувствовать себя в роли жены, дочери, мамы.
У подростков, в данном случае, есть определенные ступени становления эмоционального интеллекта. Эти ступени зависят от гормональной перестройки в пубертатный период.
Несколько ученых из Москвы провели эксперимент на тему изучения эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. Количество испытуемых подростков составило 32 и их возраст составлял 11-14 лет. Из 32-х подростков были: 14 – мальчики и 18 – девочки. Опрос и наблюдение испытуемых производился в течении 3-х лет.
В основу методики оценки был использован метод Н. Холла. Это метод помогает выявлять способность понимать отношение окружающих в проявляемых ими эмоциях и контролировать свои эмоции на основании принятого решения.
На протяжении данного эксперимента за испытуемыми было проведено скрытое наблюдение, что дало такие результаты:
1. В возрасте 11-12 лет был замечен резкий скачок в развитии способностей правильно воспринимать эмоциональное состояние собеседников и в способности сочувствовать ему.
2. Наибольшая точность в распознании эмоций окружающих, выражается в 8-м классе.
3. Управление своими эмоциями становится сложнее девочкам в возрасте 12-13 лет, т.к. в данном возрасте у них часто наблюдается кризис подросткового возраста.
4. Мальчики на период исследования не показали особо сильных скачков в аспектах эмоционального интеллекта, т.к. период полового созревания у мальчиков проходит чуть позже.
Эмоциональный интеллект можно развивать через осознанность, отслеживая и осознавая свои эмоции, можно наблюдать за проявлением чувств и эмоций других людей, также делясь своими переживаниями и интересуясь чувствами людей из своего окружения. Но далеко не все подростки готовы проявлять такую открытость и эмпатию. Порой, наоборот, подростковому возрасту свойственна закрытость. Тогда на помощь могут прийти игровые методы изучения эмоционального интеллекта.
Особенно легко научить подростков чувствовать и понимать свои эмоции можно с помощью игры Эмуно. Игра формирует важные навыки осознанности и наблюдения за собой и другими, а также помогает оформлять мысли и доносить самое важное в виде связи эмоция-ценность-потребность.