Психологические игры в практике системного семейного терапевта

Автор: Светлана Руденко

Применение психологических игр в системной семейной терапии сегодня стало очень популярным. Однако приходится серьезно подходить к выбору платформы для исследования семейной системы, ведь она должна быть универсальной, способной исследовать сущность внутрисемейных взаимоотношений, выявлять негативные сценарии, прорабатывать их и обретать ресурс. Таковой является игра «Хрущёвка». Работает с использованием метафорических ассоциативных карт «Семейный круг» по следующему алгоритму.

Выявляет:

— семейные правила;
— стереотипы взаимодействия;
— стабилизаторы семьи;
— семейные мифы;
— семейную историю.

Техника проста и заключается в последовательном выполнении ряда заданий, отраженных в буклете – «Путеводителе». Маршрут движения игроков идет в направлении от первого этажа к пятому и на чердак по перечисленным пяти параметрам.

Практика применения данной трансформационной игры показала ее силу в решении длительно существующих семейных проблем, приводящих к соматизации невыраженных эмоций и глубокому личностному кризису, вовлеченных в нее членов семьи. Это очень хорошо иллюстрирует случай из практики.

В игре женщина 55 лет. Уставшая, явно мало спит. Дрожащим голосом, срывающимся на высокие плаксивые ноты, сообщает, что ее «больная тема» — дети. В ходе беседы выясняется, она имеет дочь 35 лет, у которой проблемы в репродуктивной сфере. Имеется диагноз привычное невынашивание беременности в отсутствии какой-либо конкретной соматической патологии. Также у участницы есть и сын, ему 30. Страдает от эректильной дисфункции. Врачи убеждают в необходимости применения сосудистых препаратов. Он употребляет их, но желаемый эффект не достигается. В ходе игры «Хрущёвка» клиентка прошла все этапы. Раскрывала карты, просматривала сюжеты, шла по заданиям к самому высокому уровню. На 1 требовалось с опорой на вопросы буклета выявить семейные правила, по которым живут рисованные персонажи метафорических ассоциативных карт «Семейный круг». Карта, которая открывала внутрисемейный уклад приведена ниже.

 

 

 

 

 

 

Суть рассказа по данной карте состояла в том, что изображена женщина, которая заботится о беспомощном младенце. Отдает ему всю себя, своё время и силы, чтобы только он рос здоровым и крепким. Сказала, что основное гласное правило в этой семье – выражать благодарность за ее терпение и самоотдачу.

Далее нужно было проработать основные стереотипы взаимодействия. Выбрана следующая метафорическая сцена.

 

 

 

 

 

 

Трактовка сюжета касалась того, что родители отчитывают дочь, а она проявляет подчеркнутое уважение – безропотно слушает и молчит, испытывая стыд. Причем было сказано, что это вовсе не девочка, а взрослая девушка. В ответ на вопрос об игнорируемой косичке с бантиком, выдающей школьный возраст, женщина заявила. Это «приличная девушка», которая «не растрачивается на кого попало, а бережет себя для такого же порядочного мужчины».

Затем необходимо было описать стабилизаторы рисованной семьи. Клиентке выпала следующая карта.

 

 

 

 

 

 

 

Опираясь на «Путеводитель», она рассказала, что перед ней мужчина, который живет со своей женой только из-за детей. Если бы не они ушел бы к другой женщине, более интересной и привлекательной.

На следующей карте предполагалось увидеть доминирующие семейные мифы.

 

 

 

 

 

 

Участница определила главное верование – в «Спасательство». Трактовала карту как родительскую помощь и заступничество. Сказала, что мать молится за своих детей, побуждает к этому и отца. Открывает детям дорогу в жизнь, поучая неопытных как надо поступать, а как не следует.

На следующем этапе о семейной истории выбрала такую карту.

 

 

 

 

 

 

 

Интерпретация была детальной. Женщина много говорила о жизни главной героини. В конечном счете заключила, что эта старушка всю жизнь проработала в колхозе. Она взращивала культуры, забыв про сон и отдых. Когда состарилась, задумалась о своем пути. Поняла, что ничего не накопила и осталась никому не нужна.

На материале интерпретаций рисованных сюжетов нетрудно догадаться, что перед нами самый настоящий «Спасатель», который не дает своим детям повзрослеть, испытывая страх встретиться с самим собой. Поэтому и удерживает их в роли незрелых, «беспомощных» девочки и мальчика. Считая, что их нужно доращивать, прежде чем отпускать в жизнь. А разве могут малолетние и опекаемые рожать детей и иметь полноценные сексуальные отношения? Игра была ориентирована на осознание происходящего и выбор новых путей преодоления сложившейся ситуации. Правду говорят, «благими намерениями…»!