Адрес магазина: г. Москва, ул. Барышиха, д. 20

Появились вопросы? Поможем! +7 (495) 131-4057

Обзор портретных колод МАК.

Автор: Ольга Крутова

Портретные колоды занимают особое место в перечне метафорических ассоциативных карт и входят в базовый набор для психолога, который использует данный инструмент в работе. Они незаменимы в работе с запросами, затрагивающими отношения любого рода (с самим собой, с мужем, с родителями, с детьми, со своим субличностями и даже с болезнью). Портретные колоды используются в индивидуальных расстановках, при построении семейных социограмм Э.Г. Эйдемиллера, в качестве «виртуальных» заместителей в гештальт-терапии. И, конечно, без них не обходится работа с чувствами и острыми эмоциональными состояниями. По сей день человек, глядя в зеркало портрета, способен увидеть себя сегодняшнего и понять, каким он хочет и может стать.

Профессионалы утверждают: портретных колод мало не бывает. Сегодня рынок предлагает множество наборов, способных удовлетворить вкус самых искушенных психологов. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них.

1.Personita (Персонита). Автор – Моритц Эйтгейтмейер. Колода нарисована двумя художниками – канадским Эли Раманом и Юлией Лукьяновой из Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что Personita появилась 11 лет спустя после выхода в свет Persona (Персона), она быстро заняла достойное место среди классических МАК. В колоде 121 карта, 77 из которых – это цветные портреты людей (а именно – детей и подростков) разных национальностей в возрасте до 20 лет. Они исполнены в мягкой, так называемой акварельной технике. 44 ситуативные карты – это черно-белые изображения человеческих фигур, которые, по задумке авторов, символизируют переживаемые чувства, связи между людьми, возникающие между ними отношения. Они отсылают к работе с телом, к языку жестов. Эти рисунки помогают не только описать ситуацию, в которой находится персонаж, но и понять его жизнеощущение в данный момент.

Personita отлично подходит для работы как со взрослыми, так и с детьми. Часто детям сложно рассказывать о себе и своих проблемах, еще труднее рассказать о проблемах в семье, с родителями. С помощью Personita можно воссоздать сцены из повседневной жизни ребенка, его отношение к ним, проявить его внутреннее состояние.

2.Метафорические ассоциативные карты «Мир людей». Одна из самых необычных по технике исполнения колод создана практикующим психологом Оксаной Гординой. В основу «Мира людей», нарисованного питерской художницей Анной Мурти, лег труд доктора аюверды Роберта Свободы «Величие Сатурна». В колоде 81 портрет, изображающий самые разные состояния человека (как негативные, так и позитивные). Здесь есть изображения людей, умудренных опытом, добрых, справедливых, переживающих гордость, эгоизм, зависть, страх. «Возможно, вы не увидите в колоде своего портрета, но вы точно найдете те состояния, которые вы проживаете сейчас, то к чему стремитесь и то, что вас удерживает от перемен», – пишет автор в инструкции к колоде.

Эти карты будут хорошими помощниками в психотерапии отношений с другими людьми (как в паре или семье, так и в коллективе), в поиске выходов из конфликтных ситуаций (как внутренних, так и внешних). Колоду можно использовать для построения геннограм, для работы с ситуациями выбора, с родовыми сценариями и т.д. «Мир людей» хорошо зарекомендовал себя в работе с чувствами и острыми эмоциональными состояниями. Для этого в наборе также предусмотрено 7 дополнительных карт с абстрактными рисунками.

3. Карты-образы «Характер и Личность». Автор: Ирина Орда. Яркая, красочная колода включает в себя 90 эмоциональных портретов людей самых разных возрастов. Среди карт есть также и изображения детей, переживающих самые разные чувства. В профессиональных кругах «Характер и Личность» считается хорошей альтернативой колоде Persona. Эту колоду используют для работы с широким спектром запросов: нормализация отношений в семье, разрешение внутренних и внешних конфликтов, прояснение семейных ролей, поиск выхода из конфликтных ситуаций. Она незаменима для проведения родовых расстановок и построения семейных социограмм. Практика показывает, что «Характер и Личность» может входить как в базовый набор психолога, так и использоваться как дополнительная колода (на тот случай, если клиент отказывается работать с колодой Persona).

4. Метафорические ассоциативные карты «Облики – Образы». Черно-белая портретная колода Натальи Извековой включает в себя 140 карт. 128 из них – это портреты людей (мужчин, женщин и детей) разных возрастов, сословий. Еще 12 карт – это черно-белые картинки, которые могут стать подсказками в работе с самыми разными запросами. Колоду хорошо использовать при проработке актуального эмоционального состояния, конфликтных ситуаций, скрытых и отвергаемых семейных сценариев. Она станет помощником в работе с денежными запросами, с субличностями, с ситуациями сложного выбора, проблемами сексуального характера.

5. Портретная колода метафорических ассоциативных карт «Люди и звери». Автор – Ника Верникова, художник – Ольга Богдан. Стиль исполнения рисунков, структура этой колоды делает её универсальной. Набор «Люди и звери» можно использовать в консультировании детей в возрасте от 10 лет. В цветной набор входит 60 портретов людей (взрослых, детей, подростков, пожилых людей разных национальностей) и 40 изображений зверей (животных, птиц и насекомых). Эта колода идеально подходит для семейного консультирования, для построения семейных социограмм Э. Г. Эйдемиллера, изучения семейных ролей с помощью «Кругов близости, ответственности и влияния» М. Мюррей. Они будут хорошими помощниками при составлении метафорического портрета, в диагностике и нормализации текущего эмоционального состояния, в работе с собственной тенью.

Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, в которых пригодятся портретные колоды:

Упражнение 1. «Глоток воздуха» (автор Оксана Година, взято из книги «Крылья для воображения»). Цель техники: работа с профессиональным выгоранием, поиск ресурсов для дальнейшего роста в профессии.

Шаг 1. Из колоды «Мир людей» уберите абстрактные картинки, достаньте одну карту в открытую (картинкой вверх) как ответ на вопрос «Как я чувствую себя на своей работе?». Обсудите.

Шаг 2. В закрытую (рубашкой вверх) достаньте карту как ответ на вопрос «Как я вижу свою работу?». Вскройте карты, обсудите.

Шаг 3. В закрытую достаньте из колоды 2 карты как ответ на вопросы «Что меня настораживает в работе на сегодняшний день?» и «На что я трачу 80% своих усилий?».

Шаг 4. В закрытую (рубашкой вверх) достаньте карты как ответы на вопросы:

  • Какой должна быть моя работа?
  • От чего стоит отказаться для достижения желаемого?

Вскройте, обсудите.

Шаг 5. В открытую достаньте карту как ответ на вопрос: «Каким человеком нужно быть, чтобы соответствовать желаемому состоянию?». Обсудите карту. Запишите выводы на бумаге.

Упражнение 2. «Мой путь» (Автор Наталья Извекова, взято из инструкции «Облики и образы»). Цель техники: помощь в выборе (например, жизненного или профессионального пути).

Шаг 1. Из колоды в открытую (картинкой вверх) достаньте карту, символизирующую вас в настоящее время. Откройте, обсудите.

Шаг 2. Достаньте из колоды в закрытую (рубашкой вверх) карту, как ответ на волнующий вопрос. Например, «Какая я как бухгалтер (врач, учитель и т.д.)?» или

«Как я буду себя чувствовать, если разведусь и перееду за границу на ПМЖ?». Вскройте, обсудите.

Шаг 3. Сравните образы настоящего «Я» и теоретического «Я», выбравшего желаемый путь. Поразмыслите, что один образ хочет сказать другому. Как ваше самочувствие в новом амплуа или на новом пути? Запишите выводы на бумаге.

Упражнения №3. «Линейка эмоций» (автор Наталья Буравцова, техника опубликована в книге «Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками»). Цель техники: диагностика и коррекция эмоциональных состояний.

Шаг 1. Из колоды в открытую достаньте 5-7 карт и проранжируйте их по линейке эмоционального состояния: грустно-весело, приятно-неприятно, чувство обиды – чувство удовольствия и т.п.

Шаг 2. Определите, какая из карт в наибольшей степени соответствует вашим актуальным переживаниям (с какой картой вы себя ассоциируете):

  • Как именно эта карта отражает переживаемые вами эмоции и чувства?
  • Что хочется изменить?
  • В какую сторону линейки хочется переместиться и какие эмоции пережить (что почувствовать?)?
  • Кто может помочь пережить новые эмоции (к кому можно обратиться за помощью)?

Упражнение №4. «Семейный велосипед». (методика Т. Кунигель в авторской модификации Татьяны Толстой, техника опубликована в книге «Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании»).

Цель техники: работа с детско-родительскими отношениями, прояснение структуры индивидуальных представлений о семье, ролей, которые играют члены семьи.

Шаг 1. Выдайте клиенту картинку с изображением велосипеда «тандем», у которого один руль и несколько сидений, расположенных друг за другом. Из портретной колоды в открытую предложите выбрать портреты людей, которых он считает своей семьей и попросите разместить их на этом велосипеде.

Шаг 2. Попросите клиента рассказать:

  • Как двигается велосипед: быстро, медленно, ровно, уверенно едет или нет?;
  • Кто и где сидит, кто крутит педали, кто мешает езде и т.д.?;
  • Куда едет семья на велосипеде?;
  • Кто выбрал цель поездки, все члены семьи согласны с таким выбором?;
  • Как чувствуют себя члены семьи на велосипеде?

Шаг 3. Подведите итоги сессии.