Нарушения пищевого поведения

Нарушения пищевого поведения.

Автор статьи: Зоя Николаева

Одна из базовых потребностей человека, относящаяся к инстинктивным, то есть врожденным – это употребление пищи. Термин «пищевое поведение» обычно употребляют, когда речь идет о совокупности форм поведения человека, включающих режим (частота, распределение во времени), темп (скорость) приема пищи, предпочтительность потребления отдельных видов продуктов, побудительные причины (не только появление чувства голода и аппетит) и поводы к приему пищи, субъективное отношение к процессу питания .

Нарушение пищевого поведения — тема занимающая умы современных психиатров и психотерапевтов практически во всем мире.

Нарушение пищевого поведения (НПП)- это комплекс симптомов, которые возникают из-за длительного воздействия поведенческих, эмоциональных, психологических, межличностных и социальных факторов.
Этиология нарушения пищевого поведения может быть вызвана различными причинами.  Существует несколько теорий и подходов в объяснении того, почему это происходит.

Например психиатры, приверженцы биологической школы считают, что наверняка существует специфический ген, отвечающий за каждое расстройство питания. Существует так же теория вытеснения, а так же психодинамический  подход, в котором речь идет  о непреодолении архаичных комплексов.

Если говорить о типах нарушений, как правило, выделяют три: эмоциогенные, экстернальные, ограничительные.

Так или иначе употребление пищи у человека не сводится только к одной физиологической потребности связанной  с удовлетворением чувства голода,  это еще и психологическая, и социальная потребность.

С едой мы имеем возможность получать наслаждение, за праздничным столом, в кафе, ресторанах мы имеем возможность собраться с семьей, друзьями и удовлетворить потребность в общении, через ритуалы в том числе связанные с пищей, мы можем организовывать начало своего дня и/или достигать чувства безопасности.  Если заглянуть в интернет-посты как часто мы видим на ряду с портретными снимками, посты посвященные еде? Недавние исследования показали, что фотографии с едой на своих страницах в социальных сетях люди размещают практически так же часто, как и самих себя. Что это престиж, эстетика? Но совершенно очевидно, что фотографии с едой не предназначены для удовлетворения  чувства голода.

Еда – это лакмусовая бумажка реагирования в стрессовых ситуациях. Или, вдумайтесь в это словосочетание – «пищевые привычки», нечто такое что совершается уже автоматически, являя собой уже не физиологическую, а скорее, психологическую потребность. Мы заедаем свой психологический дискомфорт. Это наиболее быстрый и доступный способ решить свои внутриличностные проблемы.

Специалисты отмечают, что терапия нарушений пищевого поведения, как правило, заключается в пересмотре и коррекции «Я-образа»,  в коррекции межличностных отношений, анализе и коррекции коппинг-стратегий совладающего поведения, в пересмотре системы ценностей, развитии ассертивности и т.д.

Специалисту психологу важно осознавать всю степень своей ответственности, когда он начинает работать с нарушениями пищевого поведения и четко разделять свои компетенции и компетенции врача-психиатра.  Если мы говорим о нервной анорексии и нервной булимии и о том, что в организме происходят гормональные изменения, очевидно, что к реабилитации пациента необходимо дополнительно привлекать  врачей и диетологов.  Или работаем индивидуально и самостоятельно, если говорим про относительно «легкие» случаи,которые не затрагивают и не меняют так глубоко физиологию тела, как при булимии и анорексии.

Для работы с  нарушениями пищевого поведения  была создана уникальная по своему содержанию колода метафорических ассоциативных карт «ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ».  Она включает в себя набор из 80 картинок, 40 из которых с  едой и ситуациями взаимодействия человек – еда условно «хорошими» и 40 условно «плохими». Картинки и техники переносят нас в наше внутреннее пространство, заставляют рефлексировать и осознавать. Образы рождают ассоциации, сюжеты, рассказывают историю нашего взаимодействия с любимыми, друзьями, коллегами.  Картинки  включают в себя основную проблематику скрытую сознанием при нарушениях пищевого поведения — сложности во взаимоотношениях, проблемы с самооценкой, ценностные ориентиры, потеря связи с самим собой. «Ассоциативным методом» называл К. Юнг в своих «Тэвистокскийх лекциях» метод исследования продуктов бессознательных психических процессов.  «ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ»  это инструмент способный перекинуть мостик от нашего бессознательного к нашему пониманию и осознанию себя, а значит сделать первый шаг к изменению паттернов реагирования.

Иногда человеку сложно мыслить образно, он стремится придать окружающему  его миру и миру внутри себя  структуру, дать определения. Чтобы помочь в этом в колоду метафорических карт «ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ» были включены карты со словами и выражениями, которые отображают основные человеческие чувства и переживания, а так же имеет карточки со словами, несущими довольно обширный ассоциативный ряд. Так, например, слово «много».  Много еды, много любви, много работы, много ответственности, много…. продолжать можно долго, но только вы сможете ответите на вопрос, чего в вашей жизни «много».

Подводя итог к написанному, можно сказать, что колода метафорических карт «ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ»- это мощный инструмент способный помочь специалисту в работе с проблемами пищевого поведения.