zaw2

«Виды зависимостей и причины их возникновения».

Автор: Дворникова Дарья Сергеевна, член ассоциации профессиональных психологов и психотерапевтов, член международного союза поэтов, опыт работы с зависимыми- более 5-ти лет

Зависимости можно разделить на две группы: химические и эмоциональные.

Химические (наркотическая, алкогольная, токсикомания, никотиновая зависимость и т. п.)

Эмоциональные (пищевая, сексуальная, игровая, шопоголизм (от покупок), интернет, зависимость от соц. сетей (виртуальное общение) и т.д.)

Это деление достаточно условно. К примеру, у пищевой и сексуальной зависимости первопричина может крыться именно в физиологии – в нарушении выработки гормонов, таких как дофамин или эндорфин – отвечающих за общий эмоциональный фон.

В принципе, любое, даже полезное увлечение, может превратиться в зависимость, если оно является единственным в жизни человека. К примеру, занятие спортом, это хорошо? «Отлично, полезно для здоровья» –  это вполне рациональный ответ. Но если спорт превращается в навязчивую идею и вытесняет из жизни все прочие интересы, то это уже нездоровое пристрастие.

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов – из пьесы «Дядя Ваня»).

сферы

Это ключ к счастливой и полноценной жизни.

Существуют различные сферы, в которых человеку необходимо развиваться равномерно. Так задумано «природой». Их условно подразделили на 8 частей и назвали «колесом жизни».

Если же в одной или нескольких из сфер развитие прекращается, то колесо перекашивается и не может полноценно двигаться вперёд.  Нарушается баланс, появляется неудовлетворённость жизнью, что влечёт за собой ещё более глубокую погружённость в одну из сфер. Это становится способом ухода от существующих проблем.

Любая зависимость, по своей сути – это уход от проблем, страх столкновения с реалиями жизни, неумение и нежелание смотреть трудностям в лицо. Легче «уйти», «спрятаться», нежели что-то решать. Человек с помощью зависимости (как химической, так и эмоциональной) пытается удовлетворить игнорируемые потребности, а также потребности, которые не были удовлетворены в детстве. У взрослого человека возникает внутренний конфликт между существующими объективными потребностями и неумением или неспособностью их реализовать.

Помимо «колеса жизни», существует так называемая иерархия потребностей. Она (конечно, в общих чертах) описывает теорию А. Маслоу – основателя гуманистической психологии.

Несмотря на то, что подобная иерархия, конечно, индивидуальна, можно с уверенностью сказать, что в 99% случаев потребности более высокого уровня не могут быть реализованы, пока не удовлетворены потребности более низкого уровня. Вопрос в том, на какой ступеньке человек готов остановиться. Большинство людей останавливается на 3-й.

иерархия по маслоу

 

 

 

 

 

Вопрос в том, осознанный ли это выбор, или же вынужденный, под воздействием каких-либо обстоятельств, не дающих двигаться выше.

У тех, кто искренне удовлетворён своей ступенью не возникает никакого диссонанса, у прочих же, неудовлетворение потребностей ведёт к различным видам зависимостей или расстройствам личности.

Употребляя химические вещества, люди изменяют свое состояние, достигая чувства “облегчения”. Эмоциональные зависимости “приходят на помощь” для удовлетворения чувства безопасности, в первую очередь.

Лишенные своего “спасительного” агента, зависимые испытывают синдром лишения:

— чувство, что чего-то не хватает

— ощущение пустоты

— ощущение себя “не в своей тарелке “

— дискомфорт, неприятное состояние, неудовлетворенность чем-либо

— апатию, безразличие, отстраненность

— сожаление, грусть, печаль, тоску, подавленность

— раздражительность, злость, вспышки гнева, ярости — неуверенность, беспокойство, тревогу, страхи

— чувство вины, уничижения, обиды на кого-либо

— усталость, нехватку сил, вялость, снижение работоспособности

— страдание, боль, невыносимые муки

Признаки зависимости:

  1. Человек не в состоянии самостоятельно (без химических агентов и эмоциональной “поддержки”) справиться с состоянием тревоги, страха, сильнейшего беспокойства, вины, и другими отрицательными эмоциями и поэтому испытывает сильнейшие страдания.
  2. Он не умеет или не стремится адаптироваться к существующей реальности социально допустимыми, физически и психологически здоровыми способами. “Большой ребенок” не выдерживает нагрузки и бежит от настоящего и будущего в прошлое.
  3. Свобода, которую ребенок понимает, как вседозволенность, во взрослой жизни означает, прежде всего, ответственность. Такая свобода становится не нужна. Отказ от свободы для взрослого означает зависимость.

Для здорового человека удовлетворенность и чувство психологического комфорта связаны с реализацией его осознанных потребностей. Это ряд базовых биологических потребностей, психологических потребностей, интеллектуальных потребностей, социальных потребностей. Для реализации этих потребностей здоровый человек прилагает усилия, осмысливает стратегию и обретает навыки.  Бегство в зависимость – это отказ от выбора, который есть у любого взрослого человека. Вместо того чтобы уйти в зависимость, а значит, выбрать жизнь, полную беспросветных страданий и боли, всегда можно поставить перед собой цель и стремиться к ее достижению вопреки невероятно трудным жизненным обстоятельствам.