Ресурсы, как помощники в обретении жизненной опоры
Автор: Наталья Мусатова
Под ресурсами человека понимается наличие различных внутренних и внешних сил, энергии, психо эмоциональной и физической устойчивости, ощущения гармонии с собой и окружающим миром. В ресурсном состоянии мы чувствуем себя радостными, здоровыми, отдохнувшими и счастливыми. Появляется ощущение «Опоры под ногами». Что в совокупности позволяет противостоять стрессам и множеству жизненных трудностей.
Как земля, богатая разнообразными ресурсами одаривает нас питанием, кровом, светом, кислородом и различными бытовыми удобствами. Так и человек, имеющий силы, плодотворен. Он способен мечтать и творить, воплощать проекты в жизнь, дарить любовь и поддержку близким. Когда мы в «ресурсе», цели кажутся более достижимыми, а решение проблем и задач дается легче.
Внутренние ресурсы человека.
Ресурсы принято разделять на внешние и внутренние. Представив внутренний мир человека в виде карты, мы сможем заметить на ней множество областей. Данные области содержат в себе заложенные природой и приобретенные в социуме внутренние ресурсы: способности, темперамент, характер, таланты, интересы и знания, умения и навыки, интеллект, психоэмоциональные состояния, самооценку, здоровье, опыт, убеждения и ценности, веру, волю и другое. Человек обладающий большим количеством всесторонне развитых ресурсов наиболее способен к саморазвитию в различных сферах.
Например, моя знакомая художница Елена с детства обладает способностями к рисованию и тонкому восприятию визуальных образов окружающей среды. Богатое от природы воображение каким-то волшебным образом создает прекрасные картины в ее голове еще до того, как художница приступает к воплощению их на бумаге. Но не только талант художника позволяет Елене достигать успеха в творческой деятельности. Помощниками и опорой для нее являются: развитая сила воли, терпение и усердие для каждодневного усовершенствования навыков рисования; умение выдерживать критику благодаря здоровой самооценке и другие качества.
Внешние ресурсы
Говоря о внутренних ресурсах, невозможно оставить без внимания факторы внешнего влияния на человека. Чтобы чувствовать себя более целостной личностью, здоровой, и иметь возможность реализовать внутренний потенциал, необходимо расширение границ, выходящих за область карты внутреннего мира человека. Что же относится к внешним ресурсам? Семья, друзья, коллеги, время, деньги, информация, получение профессиональных услуг, технологии, предметы быта, книги, спорт, социальный статус, власть, проекты, материалы и инструменты, недвижимость, работа, учеба, хобби и многое другое.
Внешние ресурсы являются верными поддерживающими друзьями внутренних ресурсов. Например, для поддержания здоровья человека, иногда необходимо вовремя обращаться к врачу, проходить исследования с помощью специальной аппаратуры и технологий. Для того, чтобы улучшать психоэмоциональное здоровье, важно уделять внимание качеству общения с окружающими людьми. Если человек не умеет управлять своими эмоциями, то его подверженность стрессам возрастет. Обучение новому дает возможность развивать интеллект и повышать профессиональные навыки.
Продолжая историю Елены, можно сказать, что не меньшую роль в развитии таланта сыграла поддержка семьи. И наличие возможностей в приобретении всех необходимых материалов для обучения художественному ремеслу, также в получении знаний в престижном учебном заведении. Связи коллег и друзей помогли в организации выставок. Обладая возможностью путешествовать, Елена имеет безграничный доступ к изучению живописи разных стран. Новые впечатления, полученные от разнообразия культуры других народов, способствуют появлению на свет прекрасных творческих работ.
Возможности и их ограничения.
Семья, обладающая множеством необходимых возможностей, несомненно, позволит ребенку дать больше ресурсной базы для дальнейшего развития. Человек, с детства имеющий ограничения физического, либо психологического здоровья, бытовые, финансовые и иные ограничения, не сможет получить все необходимое для осуществления своей мечты. Да, в этом случае будет гораздо сложнее развиваться, продвигаться к целям. И все же, наибольшей опорой для него могут стать: поддержка и помощь близких, их любовь, верность друзей, посещение сообществ людей со схожими проблемами. Таким образом, совместными усилиями удастся решать множество задач, преодолевая ограничения всеми доступными средствами.
Утверждение, что только семья, имеющая достаток, является полноценной ресурсной базой для успешного развития детей порой по факту бывает ошибочным. Отмечено множество случаев с детьми, выходцами из богатых семей, получившими все необходимое, но оказавшимися не способными к самостоятельному существованию. Чувствующими себя опустошенными и потерянными, в связи с недостатком душевной поддержки близких.
Истощение ресурсов.
Если ресурсные области истощены и ослаблены, то человек чувствует подавленность, апатию, ему с трудом удается общение, ощущаются трудности выбора. Он мучается раздражительностью, отсутствием интересов и мотивации. Что в итоге может привести к психологическому и профессиональному выгоранию, к депрессии и болезням. Не ресурсное состояние может быть вызвано разными факторами. Чрезмерными умственными и физическими нагрузками, состоянием хронического стресса, частыми конфликтами и болезнями, отсутствием соблюдения режима труда и отдыха и др.
Возьмем пример учительницы Елизаветы, обратившейся за помощью к психологу с проблемой ресурсного истощения организма. Длительное время, будучи всецело увлеченной профессиональной деятельностью, ей постепенно удалось забросить все остальные сферы. На заднем плане остались семья, хобби, друзья, прогулки и путешествия, которые она так любила. Частенько забывала про сон и своевременное питание, засиживаясь за проверкой домашних заданий. В выходные старалась подтягивать детей, занимаясь репетиторством. В итоге основные потребности практически не были удовлетворены. То, что раньше вызывало интерес перестало иметь хоть какое-то значение. Постепенно силы покидали ее. Елизавета стала раздражительна, она часто мучилась от бессонницы, прежний энтузиазм к работе угас. Отношения с учениками, коллегами, близкими приносили ощущение вымученной разбитости. Все чаще проявлялись хронические болезни, на которые практически не обращалось внимание. Успеваемость ее подопечных при этом снизилась, недовольство начальства росло. Весь этот «воз проблем» чуть не привел учительницу к увольнению.
Свое состояние в кабинете психолога она представила в образе метафоры: «Река, будучи ранее полноводной, постепенно, теряя воду, истощилась до состояния безжизненной пустыни». К счастью, состояние Елизаветы со временем вновь удалось вернуть к ресурсному, «Река вновь стала рекой, а не пустыней». А как вы думаете, каким образом специалист смог помочь клиентке? Чтобы вы ей рекомендовали? И если у вас есть схожие проблемы, как бы вы данную историю использовали в своей жизни, чтобы не стать заложником «не ресурсного состояния»?
Упражнение.
Внешние и внутренние ресурсы, их поиск и восстановление.
Как научиться определять, что для вас является ресурсным состоянием. Что делать, при недостатке ресурсов чтобы восстановить их.
При ответах опирайтесь на описание в статье внешних и внутренних ресурсов. Все ответы лучше записывать на бумаге. Когда мы пишем ручкой, задействуется зона мозга, позволяющая игнорировать постороннюю информацию, мы лучше концентрируемся и сосредотачиваемся. Улучшается работа памяти. Написание на бумаге способствует снятию стресса.
1. Определим ваше состояние. Как вы себя чувствуете последнее время? Напишите 2 столбика. В первом положительные чувства и ощущения, во втором отрицательные. Придерживайтесь таблицы чувств (можно скачать из интернета), если вам трудно определить их.
Под ресурсами человека понимается наличие различных внутренних и внешних сил, энергии, психо эмоциональной и физической устойчивости, ощущения гармонии с собой и окружающим миром. В ресурсном состоянии мы чувствуем себя радостными, здоровыми, отдохнувшими и счастливыми. Появляется ощущение «Опоры под ногами». Что в совокупности позволяет противостоять стрессам и множеству жизненных трудностей.
Как земля, богатая разнообразными ресурсами одаривает нас питанием, кровом, светом, кислородом и различными бытовыми удобствами. Так и человек, имеющий силы, плодотворен. Он способен мечтать и творить, воплощать проекты в жизнь, дарить любовь и поддержку близким. Когда мы в «ресурсе», цели кажутся более достижимыми, а решение проблем и задач дается легче.
Внутренние ресурсы человека.
Ресурсы принято разделять на внешние и внутренние. Представив внутренний мир человека в виде карты, мы сможем заметить на ней множество областей. Данные области содержат в себе заложенные природой и приобретенные в социуме внутренние ресурсы: способности, темперамент, характер, таланты, интересы и знания, умения и навыки, интеллект, психоэмоциональные состояния, самооценку, здоровье, опыт, убеждения и ценности, веру, волю и другое. Человек обладающий большим количеством всесторонне развитых ресурсов наиболее способен к саморазвитию в различных сферах.
Например, моя знакомая художница Елена с детства обладает способностями к рисованию и тонкому восприятию визуальных образов окружающей среды. Богатое от природы воображение каким-то волшебным образом создает прекрасные картины в ее голове еще до того, как художница приступает к воплощению их на бумаге. Но не только талант художника позволяет Елене достигать успеха в творческой деятельности. Помощниками и опорой для нее являются: развитая сила воли, терпение и усердие для каждодневного усовершенствования навыков рисования; умение выдерживать критику благодаря здоровой самооценке и другие качества.
Внешние ресурсы
Говоря о внутренних ресурсах, невозможно оставить без внимания факторы внешнего влияния на человека. Чтобы чувствовать себя более целостной личностью, здоровой, и иметь возможность реализовать внутренний потенциал, необходимо расширение границ, выходящих за область карты внутреннего мира человека. Что же относится к внешним ресурсам? Семья, друзья, коллеги, время, деньги, информация, получение профессиональных услуг, технологии, предметы быта, книги, спорт, социальный статус, власть, проекты, материалы и инструменты, недвижимость, работа, учеба, хобби и многое другое.
Внешние ресурсы являются верными поддерживающими друзьями внутренних ресурсов. Например, для поддержания здоровья человека, иногда необходимо вовремя обращаться к врачу, проходить исследования с помощью специальной аппаратуры и технологий. Для того, чтобы улучшать психоэмоциональное здоровье, важно уделять внимание качеству общения с окружающими людьми. Если человек не умеет управлять своими эмоциями, то его подверженность стрессам возрастет. Обучение новому дает возможность развивать интеллект и повышать профессиональные навыки.
Продолжая историю Елены, можно сказать, что не меньшую роль в развитии таланта сыграла поддержка семьи. И наличие возможностей в приобретении всех необходимых материалов для обучения художественному ремеслу, также в получении знаний в престижном учебном заведении. Связи коллег и друзей помогли в организации выставок. Обладая возможностью путешествовать, Елена имеет безграничный доступ к изучению живописи разных стран. Новые впечатления, полученные от разнообразия культуры других народов, способствуют появлению на свет прекрасных творческих работ.
Возможности и их ограничения.
Семья, обладающая множеством необходимых возможностей, несомненно, позволит ребенку дать больше ресурсной базы для дальнейшего развития. Человек, с детства имеющий ограничения физического, либо психологического здоровья, бытовые, финансовые и иные ограничения, не сможет получить все необходимое для осуществления своей мечты. Да, в этом случае будет гораздо сложнее развиваться, продвигаться к целям. И все же, наибольшей опорой для него могут стать: поддержка и помощь близких, их любовь, верность друзей, посещение сообществ людей со схожими проблемами. Таким образом, совместными усилиями удастся решать множество задач, преодолевая ограничения всеми доступными средствами.
Утверждение, что только семья, имеющая достаток, является полноценной ресурсной базой для успешного развития детей порой по факту бывает ошибочным. Отмечено множество случаев с детьми, выходцами из богатых семей, получившими все необходимое, но оказавшимися не способными к самостоятельному существованию. Чувствующими себя опустошенными и потерянными, в связи с недостатком душевной поддержки близких.
Истощение ресурсов.
Если ресурсные области истощены и ослаблены, то человек чувствует подавленность, апатию, ему с трудом удается общение, ощущаются трудности выбора. Он мучается раздражительностью, отсутствием интересов и мотивации. Что в итоге может привести к психологическому и профессиональному выгоранию, к депрессии и болезням. Не ресурсное состояние может быть вызвано разными факторами. Чрезмерными умственными и физическими нагрузками, состоянием хронического стресса, частыми конфликтами и болезнями, отсутствием соблюдения режима труда и отдыха и др.
Возьмем пример учительницы Елизаветы, обратившейся за помощью к психологу с проблемой ресурсного истощения организма. Длительное время, будучи всецело увлеченной профессиональной деятельностью, ей постепенно удалось забросить все остальные сферы. На заднем плане остались семья, хобби, друзья, прогулки и путешествия, которые она так любила. Частенько забывала про сон и своевременное питание, засиживаясь за проверкой домашних заданий. В выходные старалась подтягивать детей, занимаясь репетиторством. В итоге основные потребности практически не были удовлетворены. То, что раньше вызывало интерес перестало иметь хоть какое-то значение. Постепенно силы покидали ее. Елизавета стала раздражительна, она часто мучилась от бессонницы, прежний энтузиазм к работе угас. Отношения с учениками, коллегами, близкими приносили ощущение вымученной разбитости. Все чаще проявлялись хронические болезни, на которые практически не обращалось внимание. Успеваемость ее подопечных при этом снизилась, недовольство начальства росло. Весь этот «воз проблем» чуть не привел учительницу к увольнению.
Свое состояние в кабинете психолога она представила в образе метафоры: «Река, будучи ранее полноводной, постепенно, теряя воду, истощилась до состояния безжизненной пустыни». К счастью, состояние Елизаветы со временем вновь удалось вернуть к ресурсному, «Река вновь стала рекой, а не пустыней». А как вы думаете, каким образом специалист смог помочь клиентке? Чтобы вы ей рекомендовали? И если у вас есть схожие проблемы, как бы вы данную историю использовали в своей жизни, чтобы не стать заложником «не ресурсного состояния»?
Упражнение.
Внешние и внутренние ресурсы, их поиск и восстановление.
Как научиться определять, что для вас является ресурсным состоянием. Что делать, при недостатке ресурсов чтобы восстановить их.
При ответах опирайтесь на описание в статье внешних и внутренних ресурсов. Все ответы лучше записывать на бумаге. Когда мы пишем ручкой, задействуется зона мозга, позволяющая игнорировать постороннюю информацию, мы лучше концентрируемся и сосредотачиваемся. Улучшается работа памяти. Написание на бумаге способствует снятию стресса.
1. Определим ваше состояние. Как вы себя чувствуете последнее время? Напишите 2 столбика. В первом положительные чувства и ощущения, во втором отрицательные. Придерживайтесь таблицы чувств (можно скачать из интернета), если вам трудно определить их.
- Например, в 1 столбце: я чувствую в себе прилив энергии, радость, любовь, творческий подъем, воодушевление, бодрость и т.д.
- Во 2-ом столбце: усталость, апатию, отсутствие интереса, скуку, раздражение, тревогу, сонливость и т.д.
- Я особенно остро чувствую ощущение усталости и сонливости с утра на работе.
- Когда я общаюсь с подругой или мамой по телефону, чувство раздражения нарастает. Особенно, если я отвечаю, когда сил нет на общение.
- Когда я продолжаю вести проект на работе, к концу дня чувствую полную апатию и потерю сил.
- Если вы определили, что устаете уже с утра и сонливы. Поищите в чем причина недостатка сна? Возможно, вы не соблюдаете гигиену сна. Ложитесь позже обычного, засиживаясь за просмотром соц. сетей в телефоне, сериалов. Устаете, т.к. всю работу по дому берете на себя, забываете про отдых.
- В случае раздражения при общении с мамой и подругой обратите внимание, что именно вас раздражает, а что истощает? Не нарушаются ли ваши границы, либо вы не умеете сказать «нет». Помните, что вы имеете право нести ответственность за общение с близкими: выбирать время, тему разговоров, не вступать в конфликты.
- В случае с проектом может быть множество пунктов, одними из которых могут быть: недостаток перерывов, отсутствие четкого плана, цели и задач на день, рассеянность внимания. Отсутствие интереса. Отвлечение на общение с коллегами. Возможно, не хватает переключения внимания на другую деятельность с монотонного труда.
- Например: вы чувствуете прилив энергии и сил, когда выгуливаете любимую собаку и играете с ней на свежем воздухе. А может, принимая ванную, ощущаете радость, слушая при этом любимую музыку. Вы чувствуете любовь, когда вас поддерживает муж. А может быть вы счастливы, когда готовите вкусные блюда для близких. Или вам спокойно от прочтения любимой книги.
- Поисследуйте, если сейчас трудно найти то, что вас наполняет, вспомните, что было ресурсным раньше.
- Дополните, что еще может стать для вас ресурсным. Пробуйте новое, экспериментируйте, записывайте ваши чувства, ощущения, состояния, выбирая новые занятия.
- Например. Вы достигли прекрасных результатов в профессиональной деятельности, у вас нет недостатка в финансах, регулярно посещаете фитнес центр. Но с близкими людьми и коллегами часто вступаете в конфликт из-за отсутствия психо эмоциональной устойчивости. В данном случае внешний ресурс есть, а внутреннего недостаточно. В итоге вы чувствуете физически себя лучше, чем эмоционально. А возможно и физическое состояние уже сбоит. Можно постепенно пробовать наращивать эмоциональную устойчивость с помощью похода к психологу, чтения тематической литературы, просмотра обучающих роликов, медитаций и других способов.
- Например: каждодневный мониторинг чувств и состояний. Поиск и определение что вызывает эти состояния. Что дает вам наполненность внешними и внутренними ресурсами. Насколько они находятся в гармонии. Поддержка близких, которым вы можете доверять. Обращение к специалистам.